В настоящей работе поднимаются вопросы социально-экономического развития северных регионов России. Особое внимание уделено двум дальневосточным регионам - Магаданской области и Камчатскому краю, входящим в Перечень регионов Крайнего Севера и характеризующимся ограниченными возможностями селитебного освоения. Ограничения развития регионов связаны с суровыми климатическими условиями, недостаточностью развития инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры, потребностью в рабочей силе в связи с высоким миграционным оттоком населения. Проведенный авторами анализ социально-экономического развития рассматриваемых территорий позволил выделить условия, при которых может быть повышено качество жизни проживающего населения: минимизация миграционного оттока населения; опережающее развитие транспортной инфраструктуры; оптимизация затрат на производство и доставку электроэнергии и добычу полезных ископаемых; преодоление монопрофильности экономики; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и пр. Сформулированы перспективные направления дальнейшего социально-экономического развития двух соседних регионов. Для Магаданской области это: развитие золотодобывающей сферы (сохранение сырьевой базы золотодобывающей промышленности), реконструкция морского порта, использование преимуществ Северного морского пути, дальнейшая работа по расширению использования водных биологических ресурсов, создание регионального образовательного пространства с новыми качествами, развитие туризма. Для Камчатского края это: развитие туризма с максимальным использованием геотермальных и бальнеологических ресурсов и созданием туристского продукта на основе культуры коренных малочисленных народов Камчатки; наращивание поставок на рынки России и стран АТР водных биологических ресурсов; повышение потенциала края в развитии товарной аквакультуры; вклад в развитие Северного морского пути путем создания опорного пункта на Тихом океане для депонирования и перевалки грузов с судов неледового класса на суда ледокольного класса; использование теплоэнергетических вод для развития в крае тепличного хозяйства.
Идентификаторы и классификаторы
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 [1] утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Все названные в данном Перечне субъекты Российской Федерации преимущественно располагаются вдоль Северного морского пути и испытывают влияние этого крупного инфраструктурного проекта на их социально-экономическое развитие.
Экономическое положение северных территорий в значительной степени связано с освоением минерально-сырьевых ресурсов, огромные запасы которых сосредоточены на Крайнем Севере. Сырьевая специализация территории определяется составом полезных ископаемых. Авторами [2] регионы подразделяются на три вида:
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 “Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР”. URL: https://www.consultant.ru/docu.ment/cons_doc_LAW_400590/ff45085b4795fe7104ea14fdb9943bcb46be3a59/ (дата обращения: 09.10.2023).
2. Кузнецов С.К. Минерально-сырьевые ресурсы российского Севера / С.К. Кузнецов, И.Н. Бурцев, Н.Н. Тимонина, Д.С. Кузнецов // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия “Науки о Земле. 2022. № 2 (54). С. 72-83. EDN: JKYLGQ
3. Валентей Д.И. Проблемы расселения и территориальный принцип в планировании / Д.И. Валентей, Б.С. Хорев // Проблемы развития производительных сил Магаданской области: Материалы Второго научного совещания по проблемам развития и размещения производительных сил Магаданской области, 3-5 июня 1968 г. Том 1. Магадан: СВКНИИ CО АН СССР, 1969. С. 231-241.
4. Дворцов В.И. К разработке концепции стратегического развития экономики Камчатского края // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 17 (56). С. 2-7. EDN: IBMKVR
5. Кумо К. Население Чукотки в пространстве и времени / К. Кумо, Т.В. Литвиненко // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. № 3 (8). С. 50-66. EDN: WKBQYL
6. Тарасова О.В. Перспективы комплексного освоения Чукотского АО / О.В. Тарасова, А.А. Соколова // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 2. С. 69-85. EDN: USCFZF
7. Фомин М.В. Проблемы пространственного развития регионов севера Дальнего Востока России: социологический анализ / М.В. Фомин, В.А. Безвербный, И.А. Селезнев, И.С. Шушпанова, Е.А. Лукашенко, Т.Р. Мирязов // Проблемы Арктики и Антарктики. 2020. Т. 66. № 2. С. 217-233. EDN: DOSBXL
8. Динамика численности населения по Магаданской области. URL: https://27.rosstat.gov.ru/folder/25680/ (дата обращения: 17.10.2023).
9. Постановление Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 года N146-пп “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года”. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561763699/ (дата обращения: 14.10.2023).
10. Постановление Правительства Магаданской области от 04.04.2023 года № 226-пп “Об утверждении перечня государственных программ Магаданской области. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/4900202304040001?index=9 (дата обращения: 17.10.2023).
11. Постановление Правительства Магаданской области от 29 августа 2029 года № 580-пп “О внесении изменений в Постановление Правительства Магаданской области от 04.04.2023 года № 226-пп”. URL: https://pravo.49gov.ru/documents/one/index.php?id=53222 (дата обращения: 17.10.2023).
12. Отчет о результатах деятельности Правительства Магаданской области за 2022 год. URL: https://www.49gov.ru/common/upload/1/editor/file/Podrobnyy_otchyot_za_2022_god.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
13. Инвестиционные проекты России - Цифровая платформа. URL: https://investprojects.info (дата обращения: 22.10.2023).
14. Инвестиционный потенциал Магаданской области представили на ВЭФ-2023 во Владивостоке. [Электронный ресурс]. URL: https://magadanmedia.ru/news/1581124/ (дата обращения: 14.10.2023).
15. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 18.10.2023).
16. Информация об итогах социально-экономического развития Камчатского края за 2022 год. URL: https://kamgov.ru/minecon/monitoring/monitoring-socialno-ekonomiceskogo-razvitia-kamcatskogo-kraa / (дата обращения: 19.10.2023).
17. Постановление Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года № 332-П (с изменениями на 20 февраля 2023 года “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года”. URL: https://docs.cntd.ru/document/446224042?ysclid=lo1tohjuiu860728262 (дата обращения: 19.10.2023).
18. Инвестиционные проекты / INVEST KAMCHATKA/ URL: http://investkamchatka.ru:8080/projects/ (дата обращения: 19.10.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы генезиса неоклассики исходя из анализа монографии «Principles of Economics» (1890) и работы «Money, credit & commerce» (1923) основателя теории предельной полезности Альфреда Маршалла. Представлен критический обзор основных положений концепции полезности и предельной полезности как в редакции основоположника маржинализма, так и в редакции современных учебников на Западе и в России с точки зрения применения ими дифференциального исчисления как раздела математики. Показана некорректность принятых допущений/предпосылок полезности и предельной полезности при формировании простых математических моделей, на этом основании делается вывод о противоречии математической формы выражения/ записи функции полезности и предельной полезности её экономическому содержанию. Апофеозом логических противоречий концепции маржинализма стало конструирование Альфредом Маршаллом такой экономической фикции как категория «предельная полезность денег», вообще не имеющая математической функции. Надо отметить, что с первых дней возникновения неоклассики как научного направления её отношения и взаимодействие с классической политэкономией и возникшей на её базе пролетарской политэкономией или марксизмом обрели, по сути, антагонистический характер. В связи с чем сегодня как никогда актуально теоретическое преодоление такого врожденного порока неоклассики как дихотомия, а на практике настоятельно требуется пересмотр подходов к преподаванию основ экономической теории (совсем не тождественной неоклассике) в высшей школе.
Предметом исследования является трактовка принципа осторожности. Методологической основой исследования являются анализ, синтез, дедукция, научная абстракция и обобщение полученных результатов. В ходе исследования были проанализированы Концептуальные основы международных стандартов, непосредственно МСФО, отечественные федеральные стандарты в их развитии, а также специальная литература по данной теме. В статье проанализировано место характеристики «осмотрительность среди качественных характеристик отчётной информации и ее трактовка в Концептуальных основах МСФО до 2010 года. Автором представлены трактовки принципа осторожности в экономической литературе. В статье представлены причины выбора МСФО в качестве основы для реформирования отечественной системы бухгалтерского учета. Автором обоснована необходимость внесения изменений в Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России в связи с изменением МСФО и повышение ее статуса. Сделан вывод о противоречиях между Концептуальными основами МСФО и содержанием самих международных стандартов в период отсутствия принципа осторожности в Концептуальных основах. Автором выделены особенности использования принципа осторожности в новой версии Концептуальных основ МСФО. Сделан вывод о необходимости обсуждение понятия «асимметричная осмотрительность» в профессиональном сообществе.
«Тайный Покупатель», а равно и другие инструменты исследования потребительского опыта получили в последние годы развитие с помощью массового внедрения оборудования для аудио- видео- фиксации, а также информационных систем и решений для расшифровки и обработки данных и активно применяются в сфере розничной торговли. В сумме они сами по себе создали целую отрасль услуг для бизнеса, став неотъемлемым инструментом управления розницей. Несмотря на эволюцию самой торговли, пережившей бурный рост розничных точек продаж в нулевых годах и вышедшей онлайн, а также и на расширение инструментария исследований, применение их результатов остается ограниченным, были ли они получены силами «тайных» агентов или автоматически сформированы по итогам анализа данных о покупках, совершенных онлайн. И, как представляется авторам, недостаточным с точки зрения потенциала, которым они обладают. Поставив себе целью изучить актуальный опыт применения ИПО (и в первую очередь - «Тайного Покупателя») и оценить его область применения, авторы предлагают альтернативный, глубокий и системный подход, к работе с результатами оценки потребительского опыта. Для этого авторами в начале октября 2023 г. было проведено собственное исследование практики его использования среди ряда российских компаний розничной торговли, результаты которого и представлены в статье. В работе делается обоснованный данными вывод о том, что предприятия розничной торговли и розничного сервиса (общественное питание) уже сегодня стремятся применить их результаты для модификации своих процессов управления и развития персонала, но в недостаточной степени в отношении других существенных операционных и вспомогательных процессов. В заключении авторы аргументированно указывают на другие направления работы и процессы компаний, где «Тайный Покупатель» и другие схожие исследования могут иметь успешное применение как источник объективных данных для постоянного улучшения процессов в духе принципов всеобщего управления качеством (TQM).
The powerful impact of digital and intelligent technologies is radically changing the appearance of existing industries and sectors of the economy, primarily innovation-oriented ones. As digital transformation expands, the demand for workers supporting it also increases, as well as the requirements for their level of qualifications and the availability of digital skills and competencies. The presence of problems in this area, due to the lack of highly qualified personnel, as well as the high cost of digital talent attracted to organizations, is holding back the growth of the digital economy. Thus, scientific research in the field of developing strategic foundations for talent development in modern organizations is being updated. This study, which is in line with this topic, as well as modern trends in digitalization, is aimed at studying the various approaches of organizations to improving the digital skills of employees and attracting specialists who are most in demand in the context of digital transformation. From these positions, the authors consider the theoretical and practical foundations for the formation of talent development strategies in companies undergoing digital transformation. The article, based on a theoretical analysis of existing talent development models, proposes an integrated model that most fully meets the demands and needs of the modern stage of digitalization.
В статье рассмотрены актуальные вопросы и перспективы инновационного развития промышленных технологий в современных условиях глобального мирового рынка и реализации концепции четвертой промышленной революции. Целью исследования является выявление закономерности развития промышленных технологий в современных условиях, и в разработке методического инструментария управления организационными и технологическими инновациями, исходя из выявленных тенденций. Полученные результаты: Авторами в данной статье проведен анализ тенденций инновационного развития промышленных изделий на примере бытовой холодильной техники. Сопоставлен объем производства бытовой холодильной техники с количеством домохозяйств в США и с их реальными доходами, а также с количеством производителей бытовой холодильной техники, проанализирована статистика энергоэффективности холодильной техники и средней цены изделия, выявлена тенденция к преобладанию «быстрых» инвестиций в инновационные разработки. Предположена взаимосвязь между конечной стоимостью для потребителя и объемом выпуска продукции с ростом зрелости базисных инноваций, что в конечном счете приводит к преобладанию псевдо-инновационных новшеств в общем и инновационном портфеле компании. Авторами предложен методический инструментарий к управлению организационными и технологическими инновациями для получения наилучшего результата по параметрам «цена/качество», что позволит высвободить ресурсы для развития базисных инноваций.
Статья посвящена анализу основных форм государственно-финансовой поддержки сферы культуры и искусства с целью выявления их значимости в социально-экономическом развитии России. Приведены данные по объему финансового обеспечения культуры и искусства. Выявлены главные источники господдержки приоритетных проектов в РФ, нацеленных на культурное развитие страны. Проанализирована эффективность реализации национального проекта «Культура». В настоящем исследовании установлено, что в последние годы в Российской Федерации ставится все больше акцентов на развитие культурной сферы и ее финансирование. Однако, несмотря на это, доля финансового обеспечения культурной сферы по-прежнему остается весьма незначительной - менее 0,7% от общей суммы расходов федерального бюджета. Авторами предложены рекомендации по увеличению формирования творческого потенциала личности и сохранения культурных ценностей посредством создания к действующим подпрограммам нацпроекта «Культура» федерального проекта «Социокультурная среда для детей».
Данная статья рассматривает тему цифровой трансформации и цифровой зрелости в образовательных организациях. Она выделяет основные подсистемы и процессы, которые представляют собой набор цифровых сервисов, включающих управление информацией, электронное обучение, виртуальную коммуникацию и другие. В статье представлена методология иерархической модели для выбора цифровых сервисов, основанная на методе анализа иерархий. Для проведения исследования использовались системный анализ и синтез, а также многокритериальный анализ. Основная цель статьи заключается в точном определении понятий цифровой трансформации и цифровой зрелости в контексте образовательных организаций, а также в разработке методики выбора цифровых сервисов на основе иерархической модели. Результаты данного исследования представляют практическую значимость для образовательных организаций, помогая им обеспечить эффективный процесс цифровой трансформации и достижение цифровой зрелости. Это позволяет повысить качество образования, эффективность управления и удовлетворить современные образовательные потребности студентов и педагогов.
Актуализирована проблема поддержки отечественных производителей в условиях кризиса посредством финансового лизинга в рамках специальных правительственных программ. Раскрыта сущность лизинговых операций. За основу взята схема классической лизинговой сделки, участниками которой являются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик имущества. Рассматриваются отношения, возникающие при исполнении договора лизинга. Обобщена наиболее распространенная и законодательно утвержденная методика расчета лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга, а именно «Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей» Министерства экономики Российской Федерации от 16 апреля 1996 года. Уточнен используемый в методике понятийный аппарат. Систематизирован алгоритм расчета лизинговых платежей. Рассмотрен упрощенный пример, иллюстрирующий влияние авансового платежа, остаточного платежа и ускоренной амортизации на величину лизинговых платежей и суммарную стоимость лизингового договора. Выделены преимущества и недостатки применения ускоренной амортизации. Предложен способ модификации методики с целью облегчения финансового положения лизингополучателя с обеспечением безубыточности лизинговой сделки для лизингодателя. Отмечается комбинаторный характер механизма подбора условий заключения лизинговых договоров и целесообразность разработки специальной модели, позволяющей находить взаимоприемлемые финансовые условия для участников сделки.
Важной чертой современной системы управления является учет специфики воздействия на организацию внешних факторов, порождаемых глобальной нестабильностью. Наиболее заметное влияние сегодня оказывают различные, сложно прогнозируемые, санкции, минимизировать действие которых посредством известных, хорошо зарекомендовавших себя инструментов риск-менеджмента, зачастую не удается. Это ложится в основу научно-практической задачи, направленной на формирование механизма риск-менеджмента, позволяющего эффективно решать проблемы, обусловленные санкциями, за счет объединения управленческих усилий государства и менеджмента организаций. В статье, на основе проведенного теоретического анализа систем антикризисного управления, используемых государством и бизнесом, доказывается необходимость и возможность их совмещения в единый механизм. Авторами прогнозируется возникновение при этом синергетического эффекта, обеспечивающего не только решение указанной задачи, но и стимулирование дальнейшего развития организаций. В работе также обосновываются направления дальнейших исследований в рассматриваемой области в территориальном и отраслевом разрезе.
В условиях растущей конкуренции и повышения уровня неопределенности внешней среды в гостиничном бизнесе возрастает значимость качества оказания услуг. В настоящее время на развитие индустрии гостеприимства и туризма влияют разновекторные силы: с одной стороны международные санкции, с другой - меры государственной поддержки. Для обеспечения устойчивого развития предприятий гостиничного бизнеса необходимо внедрять систему менеджмента качества (СМК). В силу ресурсных ограничений организаций эффективным способом решения проблемы повышения качества является внедрение СМК на отдельные процессы, связанные с непосредственным взаимодействием с гостями. В работе рассмотрен процесс работы службы Room Service как один из ключевых сквозных процессов в гостиничном предприятии, повышение качества которого принесет наибольший положительный мультипликативный эффект за счет участия в нем разных отделов гостиничного предприятия.
В статье исследованы ключевые проблемы практики функционирования кинематографической отрасли в современных условиях. С помощью методов анализа статистических данных, ознакомления с научными трудами по теме, изучения и обобщения качественных и количественных характеристик от профессионалов киноиндустрии и на основе сравнительного анализа и моделирования выявлен перечень ключевых факторов существования проблемного поля в развитии кинематографии. На основе ретроспективного анализа исследованы исторические особенности развития инфраструктуры кинопоказа и сопоставлены различные подходы для выявления репрезентативности данных. По ряду проблемных областей представлены результаты сравнительного анализа зарубежной практики, подтверждающие актуальность темы в части выявления проблемного поля для последующей разработки предложений по его нивелированию. Проведен обзор рентабельности кинобизнеса и выборочной оценки экономической эффективности кинопроектов, реализованных при государственной поддержке, а также сопоставлены показатели доли национального кино в моделях киноиндустрии с активным развитием. Среди сохраняющихся проблем указывается продолжение нелегального распространения контента и неизменная востребованность качественного сценарного материала. Остроту выявленным проблемам в комплексе добавляют вызовы нового времени, которые значительно отразились на состоянии киноиндустрии в период пандемии с 2020 г., после геополитических событий с 2022 г. и в связи с развитием технологий искусственного интеллекта. Автором предлагается рассматривать выявленный перечень ключевых проблем в рамках комплексного подхода к развитию киноиндустрии как социального института.
В 90-е годы XX века санаторно-курортный комплекс лишился мощной государственной поддержки. Встав на путь развития рыночных отношений, многие здравницы, не выдержав конкуренции и самофинансирования, были вынуждены закрыться. В последующем некоторые из них стали функционировать больше как средства размещения, теряя свою уникальность. Целью исследования является выявление и обобщение проблем функционирования сферы санаторно-курортных услуг в современных условиях и разработка предложений для их решения. В ходе исследования использовались методы: статистический анализ, сравнение, обобщение, формальная логика. В результате исследования проблемы в сфере санаторно-курортных услуг классифицированы по функциональному признаку: на финансовые, материальные, кадровые, технологические, нормативные; и территориальному признаку: на проблемы федерального, регионального и муниципального уровней. Перечисленные проблемы представлены в виде «дерева проблем», главным столпом которого является недоступность санаторно-курортных услуг, а их решение проблем упирается в развитие геосистемы Обосновано, что решение перечисленных проблем возможно с помощью государственной поддержки, развития цифровизации и технологических инноваций.
Статья посвящена рассмотрению вопросов метрологической прослеживаемости и ее роли в обеспечении работы системы менеджмента качества в лабораториях, в частности - испытательных, работающих по стандарту ISO 17025. В статье рассматривается понятие метрологической прослеживаемости, ее принципы и требования к реализации, а также ее значение в контексте менеджмента качества. Рассмотрены различные подходы к обеспечению метрологической прослеживаемости и методы ее проверки. В рамках исследования была разработана схема демонстрации метрологической прослеживаемости, которая показывает взаимосвязь лабораторий и значений, получаемыми в итоге, а также рассмотрена нормативная документация. На основании полученной информации была проанализирована и обоснована необходимость метрологической прослеживаемости в лаборатории, работающей в соответствии с ISO 17025, установлена важность внедрения системы метрологической прослеживаемости в лаборатории повсеместно, а также установлена взаимосвязь калибровочной и испытательной лаборатории в рамках данной схемы. В рамках статьи также определены возможные риски для лаборатории при отсутствии метрологической прослеживаемости. В заключении выявлен полезный эффект метрологической прослеживаемости, установленной международными стандартами для испытательной лаборатории. Он заключается в первую очередь в экономическом эффекте, а также в повышении качества услуг и других.
В статье приводится анализ результатов мотивирующего мониторинга оценки управления муниципальными системами образования как элемента системы, позволяющей на современном этапе развития за счет открытых статистических форм и данных провести оценку управленческих механизмов вне зависимости от ведомственной принадлежности исследователя. На примере Красноярского края предлагаются методы анализа результатов мотивирующего мониторинга, которые позволяют определить возможные изменения управления системой образования на муниципальном уровне, использовать вариант анализ данных при проведении аттестации управляющих в системе образования. Предложенная Министерством просвещения Российской Федерации методика мотивирующего мониторинга основана на рейтинговании муниципальных образований. Основой построения рейтинга является соотношение значений показателя каждого конкретного муниципального образования к нормативному значению, либо к наилучшему в субъекте федерации. Подобный подход сегодня является уникальным для системы независимой оценки качества образования в контексте управления. Предыдущий опыт, например, независимой оценки условий организации образовательной деятельности предполагал и предполагает общероссийский рейтинг. Рейтингование образовательных организаций именно в муниципальном образовании позволяет учесть региональные особенности и проблематику, что создает объективную основу для понимания сложностей развития системы образования муниципалитета и определить вектор изменений.
Издательство
- Издательство
- СПБГЭТУ ЛЭТИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197022, улица Профессора Попова, дом 5, литера Ф.
- Юр. адрес
- 197022, г Санкт-Петербург, Петроградский р-н, ул Профессора Попова, д 5 литера ф
- ФИО
- Шелудько Виктор Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@etu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2344651
- Сайт
- https://etu.ru