В статье описывается значение психологической работы с военнослужащими, прежде всего, при наличии у них посттравматического стрессового расстройства, связанного с участием в боевых действиях. Дается краткое описание причин возникновения и симптомов ПТСР. Описываются основные направления психологической работы с военнослужащими - участниками боевых действий. Затрагивается тема квалификации психологов, которые соприкасаются с этой сложной проблематикой в своей профессиональной деятельности. Обсуждаются возможности различных направлений психологической работы с ПТСР, в том числе арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, ароматерапия и другие. Психологическая работа с ПТСР при взаимодействии с военнослужащими описывается по следующим основным направлениям: непосредственно при проведении боевых действий, в госпиталях и реабилитационных центрах. Упоминаются психодиагностические методики, применяемые при выявлении ПТСР и актуального состояния военнослужащего. Описываются исследования, подтверждающие эффективность различных методов и способов работы с ПТСР.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2024010204
Также стоит отметить популяризацию различных лекций на психологические тематики для волонтеров, работающих с участниками СВО и их семьями, где слушателям предлагается изучить азы психологической помощи и активно ее оказывать. Материал лекций, как правило, базируется на просмотре фильмов о войне, сведений, прочитанных в художественных произведениях и т. п.
Список литературы
- Григорьева М.А. Арт-терапия, как один из методов, в интегративном подходе психологической работы со стрессом и ПТСР // Российский военно-психологический журнал. 2024. № 1(3). С. 126—135. DOI:10.25629/RMPJ.2024.01.15
- Гнездилов Г.В., Киселев В.В., Гнездилова М.Г. Особенности психореабилитационной работы с участниками боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) // Человеческий капитал. 2023. № 11—2(179). С. 78—89. DOI:10.25629/HC.2023.11.37
- Козлов В.В. Психология кризиса. Саратов: Изд-во Вузовское образование, 2014. 386 с.
- Коломеец Е.А. Арт-терапия и ароматерапия как интегративные методы в работе с психотравмой, ПТСР и К-ПТСР // Человек в современном мире: искусственный и естественный интеллект: соперничество или соработничество?: сб. научных трудов / Сост., ред. М.В. Бахтин. Рагуза: Энциклопедист-Максимум, 2024. С. 420—429.
- Кузьмина Т.И., Матковская Е.Н. Последствия оказания неквалифицированной психологической помощи участникам боевых действий // Материалы III научного форума с международным участием «Экстремальная психология в экстремальном мире» (г. Москва, 24–25 ноября 2023 г.). М.: МГППУ, 2024. С. 159—164.
- Кузьмина Т.И. Прикладные аспекты использования психологических знаний участниками боевых действий // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2016. № 6. С. 217—226
- Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: методическое пособие / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович, Н.И. Мягких, В.Ю. Рыбников, И.О. Котенев, А.И. Адаев, В.Е. Петров, А.В. Бореко, К.А. Егоров. М.: Главное управление кадров МВД России, 2004. 240 с.
- Петришина Н.Н. Фитотерапия и ароматерапия //Научный и инновационный потенциал развития производства, переработки и применения эфиромасличных и лекарственных растений Евразийского экономического союза / Под ред. В.С. Паштецкого. Симферополь: Изд-во ООО “ИТ “Ариал”, 2021. С. 75—83.
- Перечень поручений по итогам встречи [Электронный ресурс] // Президент Российской Федерации. Пр-464, п. 1а). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70647 (дата обращения: 13.07.2024)
- Позняк А. Применение ольфактотерапии в синтезе с арт-терапией для гармонизации эмоционального состояния женщин // Современные психологические и педагогические технологии. 2020. № 1. С. 1—9.
- Психологическое обеспечение специального первоначального обучения: учебно-методическое пособие / М.И. Марьин, В.М. Поздняков, В.Е. Петров [и др.]. Уфа: Учебный центр МВД Республики Башкортостан, 2005. 142 с.
- Соснин В.А. Современный терроризм и проблема вербовки людей в террористические сети: психологические аспекты // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 20—28.
- Veterans’ perspectives on the acceptability of art therapy: a mixed-methods study / E. Palmer, K. Hill, J. Lobban, D. Murphy // International Journal of Art Therapy. 2017. Vol. 22(3). P. 132— DOI./10.1080/17454832.2016.1277250
- Art Therapy and Cognitive Processing Therapy for Combat-Related PTSD: A Randomized Controlled Trial / M. Campbell, K.P. Decker, K. Kruk, S.P. Deaver // Art Therapy. 2016. Vol. 33(4). P. 169— DOI:10.1080/07421656.2016.1226643
- Faniel A. L’olfactothérapie. Sentir pour mieux se sentir // Editions Amyris. 2012. 213 p.
- Le Guide de l’olfactothérapie: Les huiles essentielles pour soigner notre corps et accompagner nos emotions / G. Géraud, R. Mary, J-Ch. Sommerard, C. Béhar. Paris: Editions Albin Michel, 2011. 301 p.
- Creative Health: The Arts for Health and Wellbeing: Inquiry Report. 2nd edn. [Электронный ресурс] / All-Party Parliamentary Group on Arts, Health and Wellbeing. London, 2017. 99 p. URL: https://www.culturehealthandwellbeing.org.uk/appg-inquiry/Publications/Creative_Health_Inquiry_Report_2017_-_Second_Edition.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
- Observational study of associations between visual imagery and measures of depression, anxiety and post-traumatic stress among active-duty military service members with traumatic brain injury at the Walter Reed National Military Medical Center / G. Kaimal, M.S. Walker. J. Herres, Lo.M. French, Th.J. DeGraba // BMJ Open. 2018. Vol. 8(6). 9 p. DOI:10.1136/bmjopen-2017-021448
- Nicholson P.J. Art therapy for post-traumatic stress disorder and traumatic brain injury // Occupational Medicine. 2019. Vol. 69(6). P. 400—402. DOI:10.1093/occmed/kqz039
- Ramirez J., Erylayna E., Guilliaum M. A review of art therapy among military service members and veterans with post-traumatic stress disorder // Journal of military and veterans’ health. 2016. Vol. 24. P. № 2. P. 40—51
- Woollett N., Bandeira M., Hatcher A. Trauma-informed art and play therapy: Pilot study outcomes for children and mothers in domestic violence shelters in the United States and South Africa // Child Abuse & Neglect. 2020. Vol. DOI:10.1016/j.chiabu.2020.104564
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье изложены результаты исследования влияния травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся. Испытуемые – 70 студентов (21 юношей и 49 девушек) колледжа Белгородской области. В ходе исследования выявлено, что обучающиеся, пережившие травматические события, чаще всего связывают с опытом пребывания в зоне военных действий и смертью близкого человека. Среди наиболее выраженных у студентов критериев травматических переживаний оказались критерий С (избегание стимулов), D (возрастающее возбуждение), В (повторяющееся воспроизведение травматического события). Девушки в сравнении с юношами более подвержены негативным последствиям стресса. Результаты корреляционного анализа подтвердили гипотезу о том, что травматические переживания нарушают психологическую безопасность личности, включая все ее структурные компоненты: морально-волевую урегулированность (нормативность), стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, ценностно-смысловой фактор и посттравматический рост. На психологическую безопасность девушек наиболее сильное влияние оказывает симптом нарушения функционирования важных сфер жизни (критерий F), а юношей – повторяющиеся воспоминания о травме (критерий В), постоянное возрастающее возбуждение (критерий D) и немедленное реагирование на травматическое событие (критерий А).
Статья посвящена такой актуальной для современного информационного общества проблеме как компьютерная игровая зависимость. Определения масштабов проблемы игровой зависимости среди студентов, включая выявление частоты и продолжительности игровой активности, а также проявление агрессивности и состояния подавленности при наличии игровой зависимости. В качестве методов эмпирического исследования был использован авторский опросник «Компьютерно-игровая зависимость» (шкалы зависимости, агрессивности и депрессивности). Метод статистики: φ* критерий Фишера. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов Восточно Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова в возрасте от 17 до 35 лет, Всего 198 человек, из которых 77% - женского пола. Приводятся свидетельства связи между компьютерной игровой зависимостью и агрессивностью, указывая на более выраженную агрессивность среди людей с высоким уровнем зависимости от игр. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что мужская выборка более подвержена игровой зависимости, а связанные с нею проявления агрессивности могут переходить и в реальную жизнь.
Работа направлена на прояснение понятия «привязанность». В статье по материалам зарубежных источников рассматриваются развитие основных положений теории привязанности. Привязанность основана на эволюционной потребности в выживании. В зависимости от связи с безопасностью выделяются следующие виды привязанности: надёжная привязанность; избегающая привязанность; амбивалентная привязанность; дезорганизованная привязанность. Для ребенка привязанность важна с точки зрения безопасности и выживания. Однако стиль привязанности может претерпевать изменения и адаптацию в той или иной степени в свете разного жизненного опыта. Теория привязанности предполагает, что то, как развивается связь между ребенком и матерью в начале жизни, повлияет на его чувство безопасности, на его социальное, эмоциональное и умственное развитие в дальнейшем. Исследования на эту тему показывают, что одни и те же первоначальные отношения с самого начала жизни порождают стиль привязанности, характерный для человека в зрелом возрасте, который, как правило, лежит в основе степени, в которой он чувствует себя в безопасности, эмоционально защищенным в различных взаимоотношениях на протяжении всей своей жизни. Качество привязанности помогает формировать внутреннюю модель поведения ребенка в отношении социального мира, предсказывая, насколько хорошо дети функционируют в своих отношениях с учителями и друзьями, а также их любознательность и мотивацию к решению проблем. Заключение: для человека привязанность важна с точки зрения безопасности и выживания. В то же время стиль привязанности может претерпевать изменения и адаптацию в той или иной степени в свете разного жизненного опыта.
Работа направлена на изучение связи ценностно-смысловых показателей с характеристиками возраста и планируемого профессионального долголетия магистрантов. Испытуемые: магистранты образовательной программы «Психология профессий особого риска» - 35 человек (из них 27 женщин), средний возраст 37,4 + 7,39 лет. Методы: «Иерархия личности», оценка личностной установки «эгоизм - альтруизм», опросник реальной структуры ценностных ориентаций личности; шкала «ожидаемый пенсионный возраст», диагностика биологического возраста, самооценка психологического возраста, регрессионный анализ. Результаты: выделено три возрастных показателя, характеризующих ожидаемое профессиональное долголетие и связанные с ними комплексы ценностно-смысловых характеристик. 1) Ожидаемый пенсионный возраст, характеризует продолжительность планируемого трудового периода, его увеличивает комплекс ценностей: «отдых со смыслом», включающий в себя ценности отдыха, интересного времяпрепровождения, уважения и признания со стороны окружающих, экзистенциальной сферы. 2) Индекс биологического старения, его понижает комплекс ценностей «здоровый альтруизм», включающий ценности: здоровье, альтруизм, материальное благосостояние. 3) Индекс психологического старения, его понижает комплекс ценностей «свободное время», включающий в себя ценности общения, свободного времени, и с противоположной направленностью ценность семейной сферы и социальной активности. Вывод: ожидаемое профессиональное долголетие магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Психология профессий особого риска» связано с их ценностно смысловыми ориентациями.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/