Большинство ученых, работающих над исследованием взаимоотношений Британии и исламского мира, мало обращают внимания на рассмотрение реакции британских интеллектуалов эпохи романтизма на ислам. В связи с этим целесообразным представляется обратиться к изучению представлений о Востоке в среде английских историков и мыслителей эпохи романтизма. В центре внимания статьи - реакция британских интеллектуалов эпохи романтизма на ислам, в частности будущего поэта-лауреата - Роберта Саути (1774-1843 гг.). Очарованные решительным вторжением Наполеона в Египет, но мало что зная о реалиях отношения французов к местному населению, поэты-романтики упивались как революционными, так и восточными темами, изображая жизненный путь Пророка как двойственную аллегорию завоеваний Наполеона. Р. Саути не стал исключением. Цель данной статьи - показать эволюцию взглядов Р. Саути на восток в целом и на ислам в частности. В 1801 году была опубликована одна из самых важных работ Р. Саути - поэма «Талаба-разрушитель». «Талаба-разрушитель» - первая работа Р. Саути, в которой он предпринял попытку изобразить все мифологии мира в эпической форме. Также этот труд Р. Саути свидетельствует о растущей политической ортодоксальности мыслителя, через несколько лет он перейдет от откровенного якобинского радикализма к консерватизму тори. «Талаба-разрушитель» стал трудом Р. Саути, появившимся на пороге его меняющихся взглядов. Юношеский интерес Р. Саути к политическому просвещению и желанию изменения общества не был потерян окончательно. К двадцати шести годам у Р. Саути начинает формироваться все более консервативный взгляд. Он признает ценность и важность культуры своей страны для всего мира. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути, а также поэма «Талаба-разрушитель». Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. В заключении статьи делается вывод о том, что интерес Р. Саути к исламу прошел долгий путь становления, развития и угасания. Условно его можно разделить на три последовательных этапа: 1) интерес к жизни Мухаммеда; 2) отказ от совместной работы с С. Т. Кольриджем над эпосом «Бегство и возвращение Мухаммеда» в 1800 г., за которым последовала большая самостоятельная работа над поэмой «Талаба-разрушитель»; 3) консервативное отрицание ислама, приобщение к традициям Церкви Англии. Автор приходит к выводу, что «Талаба-разрушитель» стал работой Р. Саути, продвигающей имперскую политику Великобритании за рубежом. Р. Саути продолжал осторожно включать коранические мотивы в свои стихи, однако в конце концов он отказался от изучения и популяризации ислама, став консервативным защитником Церкви Англии и государства.
Идентификаторы и классификаторы
На рубеже XVIII–XIX вв. европейские державы контролировали большую часть исламского мира. Ни один правитель на земле не управлял таким количеством мусульманских подданных, как британский монарх. В конце XVIII – начале XIX вв. ислам в Британии воспринимался удивительно благожелательно. Британцы стали относиться к религии более спокойно, даже сдержанно, отчасти это было вызвано реакцией на фанатизм предыдущих двух столетий1.
Европейские политики и колониальные чиновники рубежа веков считали, что ислам имеет значительное политическое влияние, и были весьма осторожны, когда дело касалось религиозной жизни их мусульманских подданных. Управление религиозными делами мусульман стало важнейшим аспектом имперского правления. Как указывает британский историк Эндрю Нил Портер, британская монархия обычно проводила политику религиозного нейтралитета и невмешательства с целью предотвращения религиозных беспорядков [1; 2].
Список литературы
1. Porter A. Religion and empire: British expansion in the long nineteenth century, 1780-1914 // The Journal of Imperial and Commonwealth History, 1992. Vol. 20. No. 3. Pp. 370-390.
2. Porter A. Religion versus empire? British Protestant missionaries and overseas expansion, 1700-1914. Manchester University Press, 2004. 373 p.
3. Ansari H. “The infidel within”: Muslims in Britain since 1800. Oxford University Press, 2018. 533 p.
4. Robinson F. The new Cambridge history of Islam. The Islamic world in the age of western dominance. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2010. Vol. 5. 830 p. EDN: QWAQWX
5. Pugh M. Britain and Islam: A History from 622 to the Present Day. Yale University Press, 2019. 319 p.
6. Саид Э. Ориентализм / науч. ред. А. Р. Ихсанов. М.: Музей современного искусства Гараж, 2021. 560 с.
7. Berger M. A brief history of Islam in Europe: thirteen centuries of creed, conflict and coexistence. Leiden University Press, 2014. 354 p.
8. Motadel D. Islam and the European empires // The Historical Journal, 2012. Vol. 55. No. 3. Pp. 831-856. EDN: URMTGP
9. Courbage Y., Fargues P., Mabro J. Christians and Jews under Islam. London, New York: I. B. Tauris; New York: Distributed by St. Martin’s Press, 1998. 242 p.
10. Оришев А. Б. Ислам в Европе: первые волны исламизации // Запад-Россия-Восток. Археология. История. Философия. Юриспруденция. 2013. № 1-2. С. 39-44. URL: item.asp?id=20799172 (дата обращения: 12.10.2023). EDN: RNDWBN
11. Mc Danel M. The Napoleon mystique and British poets // Revista Científica General José María Córdova, 2019. Vol. 17. No. 26. Pp. 359-377.
12. Stock P. Imposing on Napoleon: the Romantic appropriation of Bonaparte //Journal of European studies, 2006. Vol. 36. No. 4. Pp. 363-388. EDN: JSPMZZ
13. Garcia H. Islam and the English Enlightenment, 1670-1840. JHU Press, 2012. 368 p.
14. Bolton C. Writing The Empire: Robert Southey and Romantic Colonialism. London: Pickering & Chatto, 2007. 352 p.
15. Шахназарян Н. М. Тенденциозность и объективность в освещении английского романтизма в учебных пособиях по истории английской литературы ХХ-ХХI вв. (творчество Р. Саути) // Романо-германская филология в контексте науки и культуры: Международный сборник научных статей. Новополоцк: ПГУ, 2013. С. 35-40. EDN: QLXMKH
16. Bolton C. Thalaba the Destroyer: Southey’s Nationalist “Romance” // Romanticism on the Net. 2003. № 32. URL: https://www.erudit.org/en/journals/ron/2003-n32-33-ron769/009260ar/(дата обращения: 12.10.2023).
17. Beshero-Bondar E. E. Southey’s Gothic Science: Galvanism, Automata, and Heretical Sorcery in Thalaba the Destroyer // Genre: Forms of Discourse and Culture, 2009. Vol. 42. No. 1-2. Pp. 1-32.
18. Speck W. A. Robert Southey: entire man of letters. Yale University Press, 2006. 305 p.
19. Marwick A. The Nature of History. London: Macmillan, 1970. 272 p.
20. Porter R. Edward Gibbon: Making History. London: Weidenfeld and Nicolson, 1988. 187 p.
21. Madden L. Robert Southey: the critical heritage. London; Boston: Routledge and K. Paul, 1972. 492 p.
22. White D. E. Early Romanticism and Religious Dissent. Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press, 2006. 266 p.
23. Haller W. The Early Life of Robert Southey, 1774-1803. Columbia University Press, 1917. 353 p.
24. Barrell J. The Infection of Thomas De Quincey: A Psychopathology of Imperialism. New Haven: Yale University Press, 1991. 288 p.
25. Storey M. Robert Southey: a life. Oxford; New York: Oxford University Press, 1997. 405 p.
26. Simmons J. Southey. London. Collins, 1945. 256 p.
27. Carnall G. Robert Southey and his Age the Development of a Conservative Mind. Oxford: Clarendon, 1960. 233 p.
28. Языкова Е. А. Революции и Наполеоновские войны в оценке Р. Саути // Вестник Марийского государственного университета. Серия “Исторические науки. Юридические науки”. 2021. Т. 7. № 4. С. 382-391. DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-4-382-391 EDN: GLEWQE
29. Языкова Е. А. Роберт Саути - защитник Церкви Англии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22. № 3. С. 329-336. DOI: 10.18500/1819-4907-2022-22-3-329-336 EDN: QNCUNQ
30. Fischer M. H. Counterflows to Colonialism: Indian Travellers and Settlers in Britain: 1600-1857. Permanent Black, 2004. 487 p.
31. Motadel D. Islam and the European empires. OUP Oxford, 2014. 336 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу места и роли саморегулируемых организаций (далее также - СРО) в организации и проведении мероприятий общественного контроля в строительстве в РФ. Обосновывается место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. Анализируется перечень возможных субъектов общественного контроля в строительстве, а также место в нем СРО. Цель исследования состоит не только в выявлении, формализации и анализе основных проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля СРО в строительстве, но и в разработке системы мероприятий по разрешению указанных проблем. В числе данных проблем в работе исследуются: незакрепленность института общественного контроля в Конституции РФ; неопределенность в законодательстве относительно оснований и пределов осуществления общественного контроля в отношении строительных организаций (частных застройщиков); отсутствие в законодательстве о СРО закрепления возможности организации ими общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений их членов; отсутствие детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ; слабые реальные полномочия СРО в строительстве в сфере организации и осуществлении мероприятий общественного контроля; слабое использование положительного зарубежного опыта участия СРО в мероприятиях общественного контроля; недостаточная организационно-техническая база СРО для реализации общественного контроля и их зависимость от членов СРО в данном вопросе. Разрешение данных проблем возможно путем инкорпорирования института общественного контроля в Основной закон страны с закреплением возможности его осуществления в отношении деятельности, актов и решений любых юридических лиц; внесения дополнений в законодательство об общественном контроле относительно того, что деятельность, акты и решения юридических лиц (включая строительную сферу) могут подвергаться общественному контролю, если это затрагивает права и свободы человека и гражданина; включения института общественного контроля в законодательство о СРО отдельной главой (разделом); детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ с расширением полномочий СРО в сфере строительства по организации и проведению мероприятий общественного контроля; организации Общественной палатой РФ совместно с профильными министерствами и ведомствами анализа зарубежного опыта участия СРО в функционировании общественного контроля с последующей его адаптацией и внедрением в российское законодательство; принятия Правительством РФ комплекса федеральных программ, направленных на развитие организационно-технической базы и самостоятельности (независимости) СРО как субъектов общественного контроля.
В данной статье рассматриваются вопросы развития первого высшего учебного заведения республики - Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов. Работа по изучению истории института является важным показателем бережного отношения к богатому историческому наследию становления и развития системы высшего профессионального образования в регионе. Целью статьи является изучение наиболее важных событий в жизни института в начале 1950-х годов, определение вклада руководителя и преподавателей института в подготовку педагогических кадров, выявление достижений в области научно-исследовательской деятельности. В работе использованы вводимые в научный оборот документы Государственного архива Республики Марий Эл и архива Марийского государственного университета, опубликованные материалы и научная литература по истории института. Методологической основой работы послужили принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа. Использовались специальные исторические методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-биографический. Статья позволяет расширить представление о деятельности педагогического института в начале 1950-х годов. В этот период директором института был опытный руководитель С. А. Коробов, который вместе с педагогическим коллективом внес большой вклад в поступательное развитие вуза. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал заметному оживлению научно-исследовательской деятельности института. Крупным событием в жизни института стало открытие факультета иностранных языков. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов отводилось педагогической практике. В это время зарождается традиция организации и проведения встреч выпускников, в ходе которых они получили возможность для тесного общения и обмена педагогическим опытом.
Культ Диониса играл одну из ведущих ролей в становлении античной цивилизации. В силу своей многогранности этот культ чрезвычайно сложен для интерпретации. По ряду причин сегодня необходимо искать новые подходы к изучению данного культа.
Цель: показать роль сатиров в культе Диониса, основываясь на данных древнегреческой вазописи. В качестве методологии при изучении культовой практики Диониса была использована концепция лиминальности ван Геннепа. Был использован герменевтический подход, интертекстуальный подход и метод интерпретации. Визуальные источники были рассмотрены как коммуникативная система на основе опыта Французской школы (Франсуа Лиссараг). Для включения дионисийских практик в социальный контекст был применен системный подход. Для понимания социальной стратификации культа Диониса в исследование этого культа необходимо включать, наряду с менадами, и сатиров, которые также были священными спутниками бога. Сатиры присутствуют в ограниченном числе мифов, но их изображений достаточно много в вазописи, в то время как менады остаются неизвестными вазописи практически в течение полувека после появления изображений Диониса. Образ сатира можно рассматривать как зеркальный, или перевернутый поведенческий стереотип, как социальный, так и религиозный. В отличие от менад, он показывает «желательность» социального действия в определенные исторические эпохи не для маргинальных слоев общества, а именно тех, кто составляет его основу - гражданский коллектив. Визуальные источники, в отличие от письменных, позволяют включить в дионисийские практики и мужчин, которые представлены в вазописи в образе сатиров. Включение мужских персонажей открывает возможности новых трактовок культа, особенно его значение для социальной сферы античного общества.
В статье представлены история и экономические данные о деятельности Белорецкого чугуноплавильного и железоделательного завода Оренбургской губернии в начале XX века. Проанализированы статистические материалы о Белорецком заводе за 1900-1910 годы. В исследовании предпринята попытка раскрыть историю и показать экономическое положение Белорецкого завода в начале XX века. В ходе исследования приведены общие сведения о заводе, показаны структура и деятельность горнозаводского хозяйства. В период экономического кризиса 1900-1903 гг. и последующей промышленной депрессии завод оказался в тяжелом положении. В 1900-1901 годах было реализовано 19% чугуна, с 1902 г. продажа чугуна прекратилась. В начале XX в. на Белорецком заводе из 3 доменных печей действовала одна, в 1904 г. были прекращены пудлинговое, в 1907 г. - кричное производства, сокращена заготовка дров и древесного угля, а также прекращена добыча руды. В ходе революции 1905-1907 гг. на заводе неоднократно проводились забастовки, митинги и демонстрации. С наступлением нового промышленного подъема Белорецкий завод нарастил производство стали. Одновременно на Белорецком заводе продолжался процесс модернизации завода, осуществлена перестройка энергетического хозяйства, построена электростанция, в доменном цехе установлены электрические подъемники, в прокатных цехах - прокатные станы, оборудованные электромоторами. В 1908 году на заводе была запущена третья мартеновская печь. В 1911-1913 годах построена узкоколейная железная дорога Белорецк - станция Запрудная, соединившая Белорецкий завод с Самаро-Златоустовской железной дорогой. В результате анализа статистических сведений по Белорецкому заводу выявлено снижение объемов производства кричного и пудлингового железа, выплавки чугуна.
С точки зрения отображения общественно-политических изменений, взаимоотношений власти и общества в годы перестройки несомненный интерес вызывает ориентированная на молодежь газета «Молодой ленинец». Изучение актуальности проблематики публикаций и расстановки в них акцентов способствовало выявлению состояния общества и происходивших на рубеже ХХ-XXI вв. процессов. Анализ позволил установить, что в 1985-1987 гг. газета слабо влияла на процессы перестройки, тематика публикаций и подача материалов оставались в русле сложившихся традиций. Изменения проявились в увеличении описания негативных явлений (пьянства, краж, хищений государственной собственности и т. п.), а также в показе первых, не приводящих к заметным результатам, экономических реформ. В 1988-1989 годы появляются материалы, освещающие внедрение арендного подряда и самофинансирования предприятий, проведения выборов руководящих работников на альтернативной основе, особо актуальным становится описание организованной преступности среди молодежи и подростков. Главным новшеством 1990-1991 гг. стал показ острой борьбы за власть, ее потеря коммунистами (отстранение А. И. Березина от должности Председателя Верховного Совета МАССР и первого секретаря обкома партии) и обретение демократами (ставшим первым и последним Президентом МССР В. Д. Гуслянниковым), роли в этом Саранского городского исполкома народных депутатов.
Юбилейные даты начала и окончания Первой мировой войны - 2014 и 2018 годы, ознаменовались ростом интереса к событиям тех лет не только в зарубежной, но и в российской историографии. Публиковались ранее неизвестные архивные материалы, состоялись юбилейные конференции, появилось значительное число исследований, проведенных в русле новейших методологических подходов. В последнее время вопросы сохранения памяти о Первой мировой войне приобретают особую актуальность в связи с тем, что ушли из жизни последние «носители коллективной памяти» о ней - очевидцы и участники событий. При всей изученности темы значительные лакуны сохраняются в изучении событий времен Первой мировой войны в тех регионах, где не проходило военных действий. К тыловым регионам относится территория Марийского края и, в частности, его столица - город Царевококшайск / современная Йошкар-Ола. В данной публикации представлены результаты исследования «мест памяти» в столице Марийской республики, сохранившие коллективную память о событиях времен Первой мировой войны и появившиеся в результате различных коммеморативных практик. Исследование было проведено с применением концепции французского ученого П. Нора о «коммеморативной эпохе» и «местах памяти». Предмет исследования - «места памяти» и формы коммеморации Первой мировой войны на территории Йошкар-Олы; цель статьи - выявление и систематизация «мест памяти», которые хранят и формируют коллективную память о Первой мировой войне в дореволюционном Царевококшайске и современной Йошкар-Оле. В соответствии с методологией исторической памяти и концепции П. Нора автор статьи предпринимает попытку систематизации таких мест и выделяет несколько групп мемориальных объектов: некрополи, памятники истории и архитектуры, визуальные источники; артефакты семейных архивов; исследования краеведов и профессиональных историков, литературные произведения.
В начале прошлого столетия в истории нашей страны национальный вопрос стал одним из острейших во внутренней политике. Механизмы его решения искали также в опыте других стран. В статье анализируются позиции российской общественности к законопроекту гомруля в Ирландии. Актуальность исследованию придает приближающееся 110-летие принятия Вестминстером билля о гомруле в сентябре 1914 года. Основными источниками послужили материалы «толстых журналов» начала ХХ века. Исследование строится главным образом на историко-генетическом и историко-сравнительном методах. В статье анализируются позиции либеральной, социал-демократической и консервативной общественной мысли на события в Ирландии и Англии, вызванные кризисом вокруг обсуждения проекта гомруля. Традиционно ирландский вопрос вызывал сочувствие в российском обществе. В исследовании показано, что для российских публицистов положение Ирландии было созвучно ситуации в Царстве Польском, поэтому опыт гомруля рассматривался как одна из схем наделения автономией польских территорий. Российские либералы видели в государственной системе управления Англии и проекте гомруля реальные механизмы, которые могли быть использованы в своей стране. Положения гомруля обсуждались в рамках молодого российского конституционализма. Российские консерваторы высказывали больше сочувствия жителям Ольстера. Для социалистов ирландские события являлись возможностью использования косвенной критики своего правительства.
В настоящей статье рассматривается деятельность местных органов Корпуса жандармов в Северо-Западном крае Российской империи в 1866-1890-х годах, а также угрозы не только общественной, но и государственной безопасности. Цель автора статьи - анализ деятельности местной жандармерии по обеспечению внутренней безопасности в Северо-Западном крае Российской империи. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. В качестве объекта исследования выступает политика местных органов исполнительной власти в области обеспечения государственной и общественной безопасности в регионе. Перечисляется комплекс полицейско-политических мер, взятых в дальнейшем на вооружение органами исполнительной власти в деле борьбы с революционным народническим, а затем с рабочим движением. Приводятся примеры участия жандармского корпуса как в борьбе с революционным подпольем, так и с открытыми проявлениями протестного характера. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования. Выводы базируются на данных архивных источников, воспоминаний современников событий и ряда современных исследователей проблемы. Данное исследование углубляет имеющиеся в отечественной историографии сведения по данному вопросу. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что жандармерия края сыграла немаловажную роль в борьбе с революционным движением указанного периода, находя эффективные ответы на угрозы внутренней безопасности вплоть до падения монархии в России в 1917 году.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru