Статья: Социолог в административной среде вуза: ловушки для исследователя (2024)

Читать онлайн

В статье рассмотрены особенности социологических исследований в учреждениях современной высшей школы России.

Цель – показать специфику ловушек, возникающих для социолога при проведении исследований в вузах. Ловушки используются в качестве манипулятивных технологий. Ловушки, в которые может попасть социолог, исследующий сферу высшего образования, определяются как негативные ситуации, обусловленные особенностями организации социальной жизни вуза, либо намеренно созданные представителями корпоративного менеджмента, либо явившиеся результатом когнитивной несостоятельности исследователя. Ловушки – индикатор латентного конфликта интересов социолога и бюрократической административной системы.

Результаты и их обсуждение. Рассмотрены три вида ловушек: институциональные (обусловлены спецификой правовой среды и организации жизни вуза, особым клановым позиционированием социологии образования в производстве и распространении социологического знания), манипулятивные (созданные для скрытого управления действиями исследователя), рефлексивные, порождаемые самим социологом вследствие дефицита у него информации или неспособности адекватно ее интерпретировать. Сделан вывод о том, что задача преодоления ловушек должна решаться в контексте общей проблемы социологической безопасности и внедрения в программы профессиональной подготовки социологов в России.

Ключевые фразы: образование, высшее образование, социология образования, манипулятивные технологии, ловушка, административно-бюрократическая система управления вузом, педагогическая рента
Автор (ы): Бабинцев Валентин Павлович, Осипов Александр Михайлович, Серкина Яна Игоревна
Журнал: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Для цитирования:
БАБИНЦЕВ В. П., ОСИПОВ А. М., СЕРКИНА Я. И. СОЦИОЛОГ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ЛОВУШКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ // CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE. 2024. № 3 (25), ТОМ 7
Текстовый фрагмент статьи