Связь с народной культурой оказывается актуальной применительно к политической идеологии - в политическом дискурсе для легитимации тех или иных решений и действий власти или государя нередко возникает апелляция к народу, ссылка на записанные в конституциях положения о производном характере власти от власти народа и стремление к реализации народных чаяний. В этой связи фиксируется наличие объективных соответствий и структурного родства между политической идеологией и мифологией и мифологическим мышлением. Идеологическая составляющая любого дискурса может быть прослежена не только по текстам политического или философского характера, но и по художественной литературе соответствующего периода времени. Так, советская фантастика наполнена образами как героических личностей, совершающих подвиги и делающих блестящие научно-технические открытия уже в ранние году своего существования. Фигура творца является одной из ключевых ролевых моделей в советской фантастике, поскольку творец представляется героем, своим трудом преодолевающим человеческое и саму природу. Показательно, что герой-творец стремится своими действиями утвердить высокий статус ученого, которому принадлежит всепобеждающее знание и который готов применить свои навыки для совершенствования как человека, так и всего общества. Однако на раннем своем этапе авангардный проект русской революции предполагал механистическое возникновение нового человека, инженерию человеческого. На примерах из ранней советской фантастики показано, что достичь успеха на пути формирования нового человека оказывается возможным лишь через обращение к традиционным формам общности, переосмыслению концепции «общего дела», через осознание важности человеческого общения как способа очеловечивания.
Идентификаторы и классификаторы
Фактически это означает, что тогда, когда на земле был золотой век, не было ни времени, ни труда, которым вынуждены заниматься люди, чтобы обеспечить себе пропитание. Ничему не приходил срок, все давалось по милости богов (или Божьей), даром. Неслучайно само понятие «рай» восходит к древнеиранскому (авестийскому) rā́у- «богатство, счастье», а также древнеиндийскому rāу-, rās, что значит «состояние, сокровище, богатство», rayíṣ «дар, владение», родственные латинскому rēs «дело, имущество», древнеиндийскому rā́ti «дает, дарует», а также состоит в родстве с греческим παράδεισος (буквально означающим «сад», «парк» и происходящим от древнеиранского pairidaēza-), конституировавшем восприятие рая как сада или кущ [3, c. 435]. С учетом сказанного вовсе не случайным кажется следующее утверждение А. И. Зайцева о том, что «в поэмах Гесиода <…> предстает крестьянская религия древних греков, где представление о божестве как гаранте справедливости в мире стоит в центре религиозного мировоззрения и принимает специфическую форму веры в том, что боги особенно защищают слабых и обездоленных» [2, c. 56–57].
Список литературы
1. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в эпоху двоеверия. М.: Наука, 1993. Stepanov, Yu. S., Proscurin, S. G. The Constants of Russian Culture. Alphabets and Alphabetic Texts in the Age of Double-Belief, Moscow: Nauka, 1993. (In Russ.). EDN: TSTHFL
2. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. Курс лекций. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. Zaitsev, A.I. Greek Religion and Mythology. A Lecture Course. St. Peterburg: Filologicheskiy fakultet SPbU, 2004. (In Russ.).
3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. СПб.: Азбука; Терра, 1996.
Vasmer, M. Etymological Dictionary of the Russian Language. Vol. 3. St. Petersburg: Azbuka: Terra, 1996. (In Russ.).
4. Гудимова С.А. Миф о “золотом веке”, островах блаженных, времени и вечности // Культурология. 2018, № 3 (86). С. 146-157. EDN: PHWYZG
Gudimova S.A. Myth of the “Golden Age”, the Isles of Bliss, Time and Eternity // Kulturologiya, 2018, no. 3 (86): 146-157. (In Russ.).
5. Александрова М.А. “Золотой век” в отечественном литературном сознании: генезис и современное содержание образа-мифа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. № 4. С. 438-441. EDN: VQTSCQ
Aleksandrova M.A. “The Golden Age” in the Russian Literary Consciousness: Genesis and Modern Content of the Image-Myth // Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism. 2018. Vol. 18, no. 4: 438-441. (In Russ.). EDN: VQTSCQ
6. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о “золотом веке” в Древнем Риме. Новосибирск: Издательство Новосибирского национального исследовательского государственного университета, 1994.
Chernyshov Yu.G. Social Utopian Ideas and the Myth of the Golden Age in Ancient Rome, Novosibirsk, 1994. (In Russ.).
7. Трунов А.А. Великая французская революция и генезис классических идеологий модерна // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 17 (266). С. 78-89. EDN: ZHROYR
Trunov А.А. The Great French Revolution and the Genesis of Classical Modern Ideologies // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, 2017, no. 17 (266): 78-89. (In Russ.).
8. Тантлевский И.Р., Евлампиев И.И. Живая личность против законов космоса: древнееврейское и древнегреческое слагаемые европейского мировоззрения // Schole. 2021. Vol. 15, № 1. C. 86-107. EDN: CTFTZJ
Tantlevsky I.R., Evlampiev I.I. The Living Person vs. the Laws of the Cosmos: Hebrew and Ancient Greek Components of the European Worldview // Schole, 2021, vol. 15, no. 1: 86-107. (In Russ.). EDN: CTFTZJ
9. Брагинская Н.В., Накипов Р.Р. Дафнис и Энкиду // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2015. № 19. С. 100-113. EDN: UDNVWP
Braginskaya N.V., Nakipov R.R. Daphnis and Enkidu // Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya, 2015, no. 19: 100-113. (In Russ.). EDN: UDNVWP
10. Тарасова Е.А. Феномен “власть” в культуре Древнего Китая // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 4. С. 106-110. EDN: NCHZDT
Tarasova Е.А. The Phenomenon of “Power” in the Culture of Ancient China // Uchenye zapiski Komsomol’skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, vol. 2, no. 4: 106-110. (In Russ.). EDN: NCHZDT
11. Фалалеева И.Н. Культурная и правовая субъектность этноса: историко-теоретические соотношения понятий в XIX в. // Lex russica (Русский закон). 2014. Т. 96, № 9. С. 1031-1042. EDN: TCRHZJ
Falaleeva I.N. Cultural and Legal Subjectivity of Ethnos: Historical and Theoretical Correlations of Concepts in the XIX Century // Lex russica (Russiy zakon), 2014, vol. 96, no. 9: 1031-1042. (In Russ.).
12. Sleat M. Legitimacy in Realist Thought: Between Moralism and “Realpolitik” // Political Theory, 2014, vol. 42, no. 3: 314-337.
13. Сампиев И.М. Право народов на самоопределение и конструирование “российской нации” // Современная наука и инновации. 2017, № 4 (20). С. 248-253. EDN: UURQPB
Sampiev I.М. The Right of Peoples to Self-Determination and the Construction of the “Russian nation” // Sovremennaya Nauka i Innovatsiya, 2017, no. 4 (20): 248-253. (In Russ.).
14. Чепурнова Н.М. Конституционный принцип народовластия в Российской Федерации: проблемы реализации // Вестник Московского университета МВД России. 2018, № 5. С. 55-62. EDN: YAAODR
Chepurnova N.М. Constitutional Principle of People’s Power in the Russian Federation: Problems of Implementation // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2018, no. 5: 55-62. (In Russ.). EDN: YAAODR
15. Rapkin D.P., Braaten D. Conceptualising Hegemonic Legitimacy // Review of International Studies, 2009, vol. 35, no. 1: 113-149.
16. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42. М.: Издательство политической литературы, 1970.
Lenin V.I.Complete Works. Vol. 42. Moscow: Izdatelstvo politicheskoi literatury, 1970. (In Russ.).
17. Альтюссер Л. Ленин и философия. М.: Ad Marginem, 2005.
Althusser L. Lenin and Philosophy. Moscow: Ad Marginem, 2005. (In Russ.).
18. Бибихин В.В. Другое начало. СПб.: Наука, 2003. EDN: QOTCUX
Bibikhin V.V. Another Beginning. St. Petersburg: Nauka, 2003. (In Russ.).
19. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи анатом. М.; Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1955.
Zhdanov D.A. Leonardo da Vinci an Anatomist, Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe izdatelstvo meditsinskoi literatury, 1955. (In Russ.).
20. Савельева Т.Г. “Собачье сердце” М.А. Булгакова в контексте русской культуры: религиозно-философский аспект // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 138-145. EDN: OHRRUT
Savelyeva, T.G. M. A. Bulgakov’s “The Heart of a Dog” in the Context of Russian Culture: Religious-Philosophical aspect // Vestnik Slavyanskikh kultur, 2020, vol. 55: 138-145. (In Russ.). EDN: OHRRUT
21. Львов А.А., Осипов И.Д. Метафизика сердца как мировоззренческий сюжет русской философии // Вопросы философии. 2023, № 11. С. 104-113. EDN: QXEAYP
Lvov A.A., Osipov I.D. Metaphysics of the Heart as a Worldview Subject in Russian Philosophy // Voprosy Filosofii, 2023, vol. 11: 104-113. (In Russ.). EDN: QXEAYP
22. Сомов В.А., Беседина Е.А. “От экспериментальной слюны к учению о личности”. Почему педология не стала “царицей наук” в СССР в 1920-1930-х гг. // Вестник антропологии. 2023. № 4. С. 252-264. EDN: JAGYBF
Somov V.A., Besedina E.A. “From Experimental Saliva to the Doctrine of Personality”: What Prevented Pedology from Becoming the “Queen of Sciences” in the USSR in the 1920-1930s // Vestnik Antropologii, 2023, no. 4: 252-264. (In Russ.). EDN: JAGYBF
23. Львов А.А., Кравченко Е.Ю. Философско-антропологический анализ аксиоматических аспектов концепта мировоззрение в русскоязычном дискурсе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 4 (41). С. 24-29. EDN: MVRRJL
Lvov A.A., Kravchenko E.Yu. Philosophical-Anthropological Analysis of the Axiomatic Aspects of Worldview in the Russian-Language Discourse // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2023, no. 4 (41): 24-29. (In Russ.). EDN: MVRRJL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема профессионального выгорания широко изучена с психологической точки зрения, однако данное явление также входит в сферу рассмотрения других научных дисциплин, одной из которых является конфликтология. Профессиональное выгорание является в первую очередь внутриличностной проблемой, но нельзя исключать его связь с конфликтообразующими факторами, распространёнными в сфере труда, что оказывает влияние на весь коллектив. Особенность этого синдрома состоит в том, что он оказывает разрушительное воздействие не только на отдельного сотрудника, но и на всю организацию. В этом случае внутриличностный конфликт перерастает в социально-трудовой. Профессиональное выгорание является важным источником снижения эффективности труда, что делает проблему его предупреждения актуальной задачей для конфликтологии. Целью работы является исследование конфликтологических аспектов профессионального выгорания, а именно анализ причин возникновения, последствий и взаимосвязи с конфликтами в коллективе. В работе особое внимание уделяется соотношению понятий «профессиональное выгорание», «конфликт» и «социальная напряжённость», так как для конфликтологического анализа это имеет важное значение. Методы исследования включают обобщение, контент-анализ, наблюдение и сравнительный анализ. Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций по профилактике профессионального выгорания. Важно отметить, что эффективное предупреждение профессионального выгорания способствует созданию здорового климата в коллективе, что в свою очередь положительно влияет на общую производительность и снижение уровня конфликтов в сфере труда.
В статье рассматривается влияние правильно организованного мониторинга жизнедеятельности трудового коллектива на профилактику конфликтов и эффективную организацию жизнедеятельности трудовых коллективов. В современной России ежедневно происходят изменения в разных сферах жизнедеятельности людей. После распада Советского союза, Россия перешла на новый путь, путь рыночной экономики. Последствия этого события неоднозначны. С одной стороны, граждане получили гораздо большую свободу в самореализации на рынке. Но с другой стороны, страна и население находились на стадии коренных изменений, с чем трудно было справиться. Стране пришлось столкнуться с безработицей, сокращением доходов населения, нарушением договоров, инфляцией и так далее. Такие изменения повлекли за собой возникновения новых социально-трудовых конфликтов. Эти конфликты были крайне острыми и тяжело поддавались управлению. Появившиеся противоречия указывали на необходимость создания и практического использования новых методов в борьбе с конфликтами и их профилактике. На данный момент многие исследователи обращают внимание на проблему конфликтов, в том числе и конфликтов социально-трудовых. Но несмотря на многочисленные исследования, до сих пор существует множество нерешенных проблем и пробелов в теории конфликтов. Одной из причин такого положения дел является то, что на данный момент информация о происходящих конфликтах недостаточно полная и не структурирована. Недостаток объективной, полной и обобщенной информации ведет к пробелам, которые не позволяют предотвратить последующие конфликты. С устранением этого пробела может помочь такой метод исследования как мониторинг жизнедеятельности социально-трудовых конфликтов и конфликтов, возникающих в социально-трудовых коллективах. Таким образом, можно сделать вывод, что мониторинг жизнедеятельности трудового коллектива в решении проблемы профилактики конфликтов очень актуален на данный момент в современном обществе.
Актуальность данной работы заключается в том, что в новых экономических условиях в ходе происходящих процессов глобализации и информатизации классическая модель взаимоотношений работника с работодателем, основанная на бессрочном трудовом договоре, становится неспособной удовлетворить изменившиеся рыночные потребности. В связи с этим возникает множество конфликтных ситуаций, связанных с составлением некорректного трудового договора, обмана при его заключении или вовсе отсутствие такового в отношениях работника и работодателя. Важным условием существования и источником развития системы социально-трудовых отношений в современной экономике становится внутреннее разнообразие, позволяющее субъектам этих отношений наиболее эффективно использовать свои ресурсы, удовлетворять потребности. При обостряющейся конкуренции противоречия между работниками и работодателями усиливаются, толкая работодателей на поиск новых форм оптимизации расходов на заработную плату, страховые взносы и иные социальные обязательства, их также привлекает возможность быстрого увеличения и сокращения численности персонала в зависимости от потребностей производства. Ярким примером изменений, происходящих в данной сфере, является появление и интенсивное развитие новых, нестандартных форм социально-трудовых отношений, в первую очередь системы заемного труда. В статье рассматриваются особенности зарождения заемного труда, его сущность, причины, по которым данная форма занятости может являться серьезным конфликтогеном, а также произведен анализ трудового конфликта. Приводятся аргументы, которые позволяют сделать вывод, что заемный труд является очень гибкой и подходящей под условия рыночных отношений формой организации труда, но также имеет и ряд недостатков, которые в современных экономических условиях Российской Федерации приносят больше вреда, нежели пользы. В ходе работы над темой выяснено, что предоставление труда работников как нетипичная форма занятости демонстрирует отклонения от традиционного статуса работника: временные работники не имеют, как правило, стабильной занятости, работают по срочному трудовому договору, не участвуют в реализации коллективных прав и в процессе обучения персонала. Но опыт зарубежных стран свидетельствует, что агентства заемного труда становятся непосредственными участниками рынка труда и позволяют эффективно решать задачи трудоустройства и перераспределения экономически активных лиц наряду с государственными службами занятости.
В статье авторы анализируют международное и российское законодательство, регулирующее право несовершеннолетних детей высказывать свое мнение по всем вопросам, а также устанавливающим возраст детей, с которого учет их мнения возможен или становится обязательным. Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод, как метод познания, а также сравнительно-правовой, формально-логический и синергетический подходы. Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные и частнонаучные методы: системно-структурный, социологический, аксиологический методы, методы диалектического единства теории, эксперимента и практики, конкретно-исторического подхода, анализа и синтеза, изучение опыта и наблюдение. Несмотря на наличие как подробного внутригосударственного правового регулирования, так и обширной судебной практики, вопрос выявления мнения детей все еще остается очень актуальным в российской действительности, как и вопрос возраста ребенка, чье мнение можно и/или необходимо учитывать во всех судебных и административных процедурах. Учитывая возможные изменения законодательства о медиации, инициированные Министерством юстиции, остро встает вопрос о роли несовершеннолетних в альтернативных процедурах урегулирования споров. Авторы констатируют, что в настоящий момент права несовершеннолетнего в ситуации семейного конфликта, в первую очередь право на выражение собственного мнения, никем не защищаются при проведении процедуры медиации, как и во всех иных альтернативных процедурах урегулирования споров. Данное положение ущемляет права несовершеннолетних, в связи с чем авторы анализируют возможные способы учитывать мнение детей при проведении процедуры семейной медиации, выявляют их плюсы и минусы. В заключении авторы вносят предложения по совершенствованию действующего семейного законодательства.
Статья посвящена анализу влияния социальных факторов на негативные установки по отношению к иммигрантам в современной России. В материалах массовых опросов населения имеются различные характеристики респондентов, которые можно рассматривать в качестве причин, обусловливающих позитивный или негативный характер отношения к иммигрантам. В научных публикациях, посвященных этой проблематике, отмечается, что экономические факторы влияют на негативное отношение к иммигрантам сильнее, чем социально-демографические факторы. В то же время в этих публикациях отмечается, что на формирование негативного отношения к иммигрантам, наряду с экономическими факторами, сопоставимое влияние оказывают культурные факторы. Поэтому при изучении факторов негативного отношения к иммигрантам необходимо использовать теоретические модели, основанные на принципах как экономического, так и культурного походов. В рамках этих подходов негативное отношение к иммигрантам связывается с их восприятием коренным населением страны как экономической и культурной угрозы, способствующей ухудшению состояния экономики страны, разрушающей культуру страны и снижающей качество жизни в стране. В качестве эмпирической основы изучения факторов негативного отношения к иммигрантам в статье используется база данных Российского социального исследования, проведенного в 2018 году. На основе обработки этих данных с помощью различных статистических методов, в статье выявляется взаимосвязь некоторых экономических, социальных, политических и культурных характеристик опрошенных с их негативными оценками влияния иммигрантов на экономику, культуру России и жизнь в стране. Результаты микроанализа таблиц сопряженности, факторного анализа, многомерного шкалирования и кластерного анализа переменных-факторов и переменных-показателей негативного отношения к иммигрантам в целом согласуются друг с другом. Среди факторов, оказывавших наибольшее влияние на негативное отношение населения страны в 2018 году, выделяются недоверие политическим институтам и большинству людей, а также субъективное неблагополучие.
На основе структурно-реалистического подхода анализируется концептуально и методологически значимая проблема глобальной конфликтности как фактора углубления кризиса функционирующего постбиполярного миропорядка. В качестве стержня этой проблемы рассматривается разлом мира на две составные части: с одной стороны, Запад и Украина, с другой - Китай и Россия. Противостояние по линии Россия - Запад, по мнению автора, проистекает из хаотичности и незавершенности процесса распада биполярной системы, создавшего ситуацию «отложенного конфликта» в российско-украинских отношениях. Столкновение носит характер одновременно геополитического, вызванного преимущественно территориальными аспектами национальной самоидентификации, и ценностного, сопровождающегося демонизацией противоположной стороны. Американо-китайское соперничество в сочетании с растущей взаимозависимостью государств во многом определяет перспективы мирового развития. В качестве наиболее значимых составляющих реальной и потенциальной конфликтности рассматриваются гибридность международных конфликтов, обострение соперничества центров силы из-за практически ничейных пространств и сфер деятельности, конкуренция внешних акторов на пространстве СССР в условиях существующей геополитической неопределенности. Акцентируется возрастание роли силового фактора в международных отношениях, включая войну как способ и средство укрепления позиций тех или иных государств. Основываясь на существующих экспертных оценках, раскрывается влияние глобальной конфликтности на снижение управляемости мировой политики и хаотизацию международной среды. Высказывается авторское мнение о возможных перспективах развития мировой динамики, сопряженных с тектоническими сдвигами в соотношении и расстановке сил на международной арене, нарастающей волной межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, переформатированием политических пространств. В качестве вероятных сценариев трансформации мира прогнозируются полицентричность с элементами биполярности (США-Китай) и хаотизация международной среды («международный беспорядок»).
В статье представлен ретроспективный анализ проблемы выбора Россией цивилизационных путей развития в исторической перспективе, которая постоянно возникает в ее историческом контексте при движении в будущее. И в связи с этой, постоянно возникающей проблемой, автор видит способ ее решения в выявлении идентичности и цивилизационного кода России. Значительное внимание уделяется тому факту, что в последний период времени в силу различных причин и обстоятельств Россия, вновь оказавшись на историческом перепутье, делает крен в сторону углубления своей национальной независимости, социокультурного своеобразия и цивилизационного сближения с Востоком. На этом пути возникают опасности отрыва России от многих стран, усиления конфронтации с западной цивилизацией. Альтернативой такому пути развития, по мнению автора, является превращение России в духовный, культурный и цивилизационный мост-посредник между Западом и Востоком и ее качественная трансформация в Востоко-Запад, представляющая собой синтез западной и восточной культуры и цивилизации, с сохранением своей относительной культурно-цивилизационной особости. Именно в выполнении Россией миссии духовно-культурного моста-посредника между Востоком и Западом и превращении в результате этого в синтез Востоко-Запада со своей национальной спецификой представляется ее цивилизационный код. В этой связи в формировании образа будущего России мы не должны связывать свою историческую перспективу с поиском своей цивилизационной идентичности с западным или восточным векторами развития. Лишь на основе глубокого осознания своей культурной самоидентичности мы можем проектировать цивилизационное будущее нашей страны, не игнорируя при этом аккумуляцию всего самого ценного из цивилизационного опыта Запада и Востока. Также как успешное вхождение в будущее и уверенное продвижение в нем будет во многом зависеть от гармоничного совмещения позитивных традиций прошлого с творческим созидательным потенциалом новаций настоящего. Традиционализм в России не должен явно превалировать над новациями и инновациями, выхолащивая из них созидательную энергию, а выступать в качестве благоприятной предпосылки для их реализации. В этом во многом видится залог успешного будущего России.
Издательство
- Издательство
- АНО ДПО ИМИК
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Санкт-Петербург, улица Фучика, 15
- Юр. адрес
- 191024, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Невский пр-кт, д 154 литера а, помещ 13Н офис 1
- ФИО
- Коротаев Дмитрий Валентинович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@gup.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______