Статья: Социология высшего образования: к оценке сущности, рисков, институционализации и перспектив в России (2024)

Читать онлайн

Введение. В статье анализируются итоги развития социологии высшего образования в России за последние двадцать лет. Подчеркивается, что она является особой подотраслью социологии образования, представляющей собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания.

Результаты исследования. На основании анализа публикаций в отечественных журналах, монографий и учебников делается вывод о том, что количественные показатели, характеризующие развитие социологических исследований в высшей школе и реализующих их субъектов, недостаточно полно отражают сложившуюся в рамках рассматриваемого сегмента ситуацию и ее социодинамику. В этой связи осуществлен анализ факторов, определяющих развитие социологических исследований проблем высшего образования, к числу которых отнесены тенденции интеграции и дифференциации науки; неполнота ее институционализации; характер влияния объекта на субъект познания; особенности издательской позиции; открытая или латентная дискуссия представителей сторонников и противников реформирования образования; установки, транслируемые административно-бюрократической системой. Сделан вывод о том, что перспективы развития социологических исследований в высшей школе связаны с институционализацией социологии образования. Это предполагает формирование исследовательского сообщества, достижение договоренности относительно принципов и предмета исследования, базовых концепций, достаточного присутствия в программах высшего образования в России.

Ключевые фразы: образование, высшее образование, высшая школа, социология образования, объект исследования, предмет исследования, административно-бюрократическая система
Автор (ы): Бабинцев Валентин Павлович, Осипов Александр Михайлович, Серкина Яна Игоревна
Журнал: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.74. Институты культуры. Например: религия, наука, воспитание
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Для цитирования:
БАБИНЦЕВ В. П., ОСИПОВ А. М., СЕРКИНА Я. И. СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ОЦЕНКЕ СУЩНОСТИ, РИСКОВ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ В РОССИИ // CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE. 2024. № 4 (26), ТОМ 7
Текстовый фрагмент статьи