Основной целью статьи является выявление особенностей деятельности зарубежных исламских образовательных программ и центров в постсоветских странах Каспийского региона и их влияние на геополитическую стабильность региона.
В Каспийском регионе сталкиваются геополитических интересы Российской Федерации, страны Ближнего и Среднего Востока, включая Иран и Турцию, и КНР, стран Европы, США. Ключевые игроки, которые определяют ситуацию в регионе – Российская Федерация, США, Китай и Турция. Каспийский регион является сложным, многокомпонентным и поликонфессиональным с преобладанием мусульманского населения. В постсоветский период прошел процесс повторной исламизации и становление системы исламского образования. В развитии системы исламского образования приняли участие общественные движения и официальные фонды стран Персидского залива, Турции, Пакистана, Индии и других стран. Произошло становление системы государственной регуляции и контроля за системой исламского образования в национальных государствах. Отношение к деятельности зарубежных религиозных организаций различно от относительной открытости до полной изоляции от внешнего влияния. Причиной ужесточения контроля являются угрозы радикального исламизма, возможности сосредоточения у лидеров религиозных общин возможностей влияния на общественно-политические настроения в обществе возникновения альтернативных центров власти, углубление межпоколенческого разрыва из-за распространения нетрадиционных форм ислама.
Идентификаторы и классификаторы
Каспийский регион в последние годы трансформируется в зону стратегического глобального значения. Каспий привлекает все более пристальное внимание ведущих мировых держав, что создает для региона перспективу превратиться в очаг международной напряженности, по остроте возможно превосходящий Ближневосточный.
Список литературы
- Абдулагатов, З.М. (2019). Зарубежное исламское образование как фактор радикализации исламского сознания мусульман России (на примере республики Дагестан). История, археология и этнография Кавказа, 15, 3, 412-434.
- Ахмадуллин, В.А. (2015). Особенности советской двухуровневой подготовки исламских кадров: опыт и уроки. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты, 11, 2, 153-164.
- В Туркменистане идет искоренение исламского образования. Институт освещения войны и мира Получено из: https://iwpr.net/ru/global-voices/v-turkmenistane-idet-iskorenenie-islamskogo-obrazovaniya
- Где в Казахстане получают духовное образование. Агентство профессиональных новостей. Получено из: https://iapn.kz/articles/Education/gde_v_kazakhstane_polu chayut_dukhovnoe_obrazovanie/ Сайед Мухаммад Накиб альАттас (1978). Ислам и секуляризм. КуалаЛумпур: Движение мусульманской молодежи Малайзии (ABIM).
- Ихсаноглу, Э. (2004). Глобализация с культурной точки зрения: встреча Востока и Запада. Запад и ислам: на пути к диалогу, Москва, 73-81.
- Кашпур, В.В., Барышев, А.А., Чудинов, С.И., Щекотин, Е.В., Сербина, Г.Н. (2022). Способы репрезентации радикального контента в условиях государственной антиэкстремистской цензуры на материале социальной сети «ВКонтакте». Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 6-1, 7-18.
- Мамедов, С. (2006). В Азербайджане появляются шахидки. Независимая газета. Получено из: https://www.ng.ru/courier/2006-04-10/10_karabakh.html
- Махмутов, М.И. (2006). Мир ислама. Прошлое и настоящее: учебное пособие по страноведению. Казань: Центр инновационных технологий, 615 с.
- Бижанов, А.Х. (2017). Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды. Монография. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 432 с.
- Муртазин, М.М. (2019а). Салафитский дискурс на постсоветском пространстве. Россия и новые государства Евразии, IV (ХLV), 157-169. https://doi.org/10.2054 2/2073-4786-2019-4-157-169
- Муртазин, М.М. (2019b). О системе Исламского образования на постсоветском мусульманском пространстве. Россия и новые государства Евразии, II (ХLIII), 88-102. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2019-2-88-102
- Муртазин, М.М. (2021). Религиозная ситуация в современном Азербайджане. Россия и новые государства Евразии, II (LI), 163-179. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2021-2-163-179
- Наср, С.Х. (1997). Молодой мусульманин в современном мире. Москва, 3-5.
- Нафиков, И.З. (2023). Исламское образование и современные вызовы. Казань: Издательство Казанского университета, 152 с.
- Нурсеитова, Т. (2018). Салафиты не учат быть богобоязненным, они учат ненавидеть. Получено из: https://www.zakon.kz/obshestvo/4942356-salafity-ne-uchat-byt-bogoboyaznennym.html
- Образовательная империя Фетхуллаха Гулена. Получено из: http://kazanalytics.kz/ образовательная-империя-фетхуллаха/
- Подцероб, А. (2021). О причинах роста салафизма. Международная жизнь, 11. Получено из: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2587
- Портал Kazislam собрал информацию о религиозных образовательных учреждениях Казахстана. Получено из: https://kazislam.kz/ru/v-kazahstane-dejstvuyut-14-duh ovnyh-organizacij-obrazovaniya/
- Пужоль, К. (2017). Ислам в Центральной Азии: от долгой изоляции к повышенному вниманию. CAAN - Central Asia Analytical Network. Получено из: https://www.caa -network.org/archives/10950
- Религиозное образование в Казахстане развивается неуклонно и последовательно. Получено из: https://www.zakon.kz/redaktsiia-zakonkz/5067022-religioznoe-obra zovanie-v-kazahstane.html
- Самедов, Э., Зарганаева, И. (2009). Исламское образование в Азербайджане. Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве. Нижний Новгород: ИД «Медина», 158 с.
- Сапронова, М.А., Чечевишников, А.Л. (2019). Исламское образование в России — собственная модель? Право и образование, 6, 4-14.
- Совет по исламскому образованию. Информационно-образовательный портал. Получено из: http://https://исламобр.рф/
- Сченснович, В.Н. (2024). Мусульманские образовательные центры в РФ. Россия и мусульманский мир, 1(331). https://doi.org/10.31249/rimm/2024.01.02
- Умер Фетхуллах Гюлен. Вспоминаем влияние турецкого проповедника на Туркменистан. Получено из: https://turkmen.news/umer-fethullah-gulen-vspomi naem-vliyanie-tureckogo-propovednika-na-turkmenistan/
- Хлыщева, Е.В. (2024). Стратегии образовательной политики Азербайджана в формировании национальной идентичности. Caspium Securitatis: Журнал Каспийской безопасности, 4(4), 26-40.
- Хотел познать Ислам в сети, но нашел салафизм. Получено из: https://kazislam.kz/ru /2023/01/hotel-poznat-islam-v-seti-no-nashel-salafizm/
- Царегородцева, И.А., Ибрагимов, И.Э. (2018). Современный салафизм: генезис, историография и типология движения (на примере Египта и Туниса. Исламоведение, 9, 3, 5-18.
- Чудинов, С.И. (2024). Динамика и модификация идеологического дискурса радикально-салафитских онлайн-сообществ. Minbar. Islamic Studies, 17(4), 909-928.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена обзору работы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который прошел в Москве с 30 октября по 1 ноября 2024 года. Актуальность такого обзора определяется, в первую очередь, востребованностью понимания концепта идентичности, в частности культурной идентичности на фоне глобализационных и глокализационных мировых процессов и современных геополитических процессов и вызовов. Особенно значимо всестороннее изучение культурной идентичности для России, государства-цивилизации, которое в силу внешних вызовов нуждается в понимании, конструировании и защите своей культурной идентичности.
Знаменитая «Столетняя война» между Французским и Английским королевствами длилась 115 лет с 1337 по 1453 год. Она шла нерегулярно с неравномерными и частными перерывами. Наблюдаемые в настоящее время в политическом пространстве конфликты, зародились примерно столетие назад и продолжаются с переменной силой и интенсивностью. Они тоже напоминают собой новую Столетнюю войну – войну «коллективного Запада» против одинокой России. «Столетняя» – это значит война, которая длится больше ста лет, а Запад воюет с Россией уже не одно столетие. И всякий раз обострение случается тогда, когда на горизонте политических событий всплывает тень ее русофобской химеры.
Как свидетельствует политическая история, сила России в её одиночестве, которое понимается как самодостаточность, суверенитет и реализованный на практике собственный имперский проект. Россия – это государство-цивилизация со своим собственным имперским проектом. Она – цивилизация по сути и империя по духу. Именно такое её поведение больше всего и не устраивает и возмущает «коллективный Запад», который окончательно сполз на позиции откровенной русофобской истерии.
Новая Столетняя война тоже характеризуется своей крайней политической неопределенностью и конкретными военными столкновениями. Стороны не умеют договариваться и потому постоянно конфликтуют, запугивая друг друга. Именно в таком режиме (в режиме всеобщего недоверия и страха) и существуют современные международные отношения.
Идентичность является фундаментом строительства национальной общности и обеспечения ее безопасности. Инновационный подход к конструированию ценностных ориентиров и построению общенациональной идентичности приводит к усилению социально-культурной составляющей государственной политики. Особая роль в этом процессе принадлежит культурно-образовательной сфере. Вопросы культурной безопасности решаются в Китае с позиции «мягкой силы», одним из основных инструментов которой становится культура. Государственные программы нацелены не только на сохранение и популяризацию китайской культуры, но и на контроль над иностранным влиянием. Культура Китая основана на древних исторических традициях, поэтому главной целью образовательной сферы становится воспитание в детях почитания традиций, уважение своей культуры и почитание власти. При этом учитываются изменения, происходящие в современном мире, поэтому система образования в Китае постоянно совершенствуется. Учитываются достижения и анализируются трудности, стоящие перед правительством КНР в деле воспитания подрастающего поколения и воспитания настоящего гражданина страны, поэтому главной доминантой образовательной и воспитательной политики КНР остается нравственная составляющая.
Необходимость концептуализации понятия «идентичность» и «культурная безопасность» обусловлена использованием в современной научной литературе этих понятий в разных, иногда прямо противоположных, смыслах. Основными формами идентичности считаются этническая/национальная, религиозная, гражданская, гражданско-правовая и цивилизационная. В зависимости от различных факторов, идентичность меняет свои формы, что актуализирует вопрос о способах культурной безопасности. Доминирование этно-культурной идентичности в многонациональной стране может приводить к сепаратизму, в то время как размывание национальной идентичности как следствие расширения культурных универсалий, чревато забвением национальных корней. Необходим баланс между традициями и инновациями, общенациональными ценностями России и этнонациональными. Вопросы национальной самоидентификации России в современных геополитических условиях приобретают общецивилизационный характер, поэтому важной задачей становится пересмотр теоретических оснований идентичности, поиск ее новой формы в соответствии с произошедшими изменениями в стране и в мире. Изменение идентификационных моделей влечет за собой трансформацию понимания культурной безопасности и способах ее реализации. По мнению ведущих культурологов (Астафьева О. Н., Малыгина И. В., Силантьева М. В. и др.) тема идентичности и культурной безопасности является важнейшей для России.
Статья посвящена исследованию цифрового шовинизма как феномена, возникающего в результате предвзятости алгоритмов и манипуляций общественным мнением в цифровом пространстве. В условиях стремительного развития технологий, социальные сети становятся не только платформами общения, но и ареной для распространения негативных стереотипов, агрессии и дискриминации по различным признакам. Акцент делается на механизмах, способствующих углублению предвзятостей, таких как эхо-камеры, фильтрация контента и отсутствие прозрачности в работе алгоритмов.
Критически анализируются примеры, иллюстрирующие влияние цифрового шовинизма на социальные взаимодействия и доверие пользователей. Рассматривается, как действия известных личностей, таких как Илон Маск, влияют на общественное мнение, формируя новые динамики в политических дискуссиях и подрывая доверие к традиционным институтам. Статья подчеркивает важность повышения медиаграмотности, осведомленности пользователей и прозрачности со стороны технологических компаний.
В статье на основе анализа официальных документов, научных и политических публикаций, а также вышедших в свет результатов опросов ведущих специалистов в области кибербезопасности, включая курирующих эту проблематику руководителей коммерческих и производственных структур США предпринята попытка проанализировать видение американским экспертным сообществом ситуации с обеспечением кибербезопасности частного сектора США, а также особенностей его современного развития на этом направлении. Выявлены основные вопросы, обсуждаемые в экспертном и профессиональном сообществе частного бизнеса и направленные на определение путей нормализации ситуации в этой области. Как представляется автору, подобный анализ не только покажет реальный круг проблем, стоящих перед частным бизнесом США в сфере кибербезопасности, но сможет дать дополнительные ориентиры российским предпринимателям в этой все более актуальной области обеспечения их деятельности, в том числе в контактах с зарубежными партнерами.
Издательство
- Издательство
- АГУ им. В. Н. Татищева
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- Юр. адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- ФИО
- Алексеев Игорь Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- asu@asu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (851) 2246800
- Сайт
- https://asu.edu.ru/