В статье рассматривается эстетика одной из существенных сторон русской философской мысли, обозначенной как «ночная культура». Данное понятие заимствовано у прот. Г. Флоровского. В первой части мы возьмем во внимание философию, которая представляла собой прямое наследие и развитие «ночной культуры». При рассмотрении данной «культуры» в философии и литературе важно будет выделить, какой смысл приобретала для нее природа или женственность и почему защита земной «тварной» природы - ради которой софиологическое направление и создавалось - имела для русской мысли столь принципиальное значение, находя себе множество последователей. Вторая часть будет посвящена драматической составляющей эстетики «ночной культуры» в ракурсе русской литературы и публицистики.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 111.85. Красота
Говоря о русской философии, мы должны держать в уме, что с самого начала она была сопряжена с национальной рефлексией, осмыслением себя в мире пробудившегося к сознательности народа на фоне европейской цивилизации, которая давно данное пробуждение пережила.
Список литературы
1. Башлачев А. Н. Ванюша. - Культура РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/poems/214/vanyusha.
2. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 13 т. - Т. 12. - М.: Издательство АН СССР, 1956. - 596 с.
3. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. -Т. - М.: Издательство “Искусство” 1994. - 479 с.
4. Бунин И. А. Косцы // Митина любовь: повести и рассказы. - М.: Издательство “АСТ” 2004. - 493 с.
5. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - Т. 2. - М.: Издательство АН СССР, 1937. - 762 с.
6. Достоевский Ф. М. Петербургские повести и рассказы. - Л.: Издательство “Лениздат” 1973. - 784 с.
7. Достоевский Ф. М. Идиот. - М.: Издательство “Советская Россия”, 1981. - 592 с.
8. Достоевский Ф. М. Петербургские сновидения в стихах и прозе // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 15 т. - Т. 3. - Л: Издательство “Наука”, 1988. - 575 с.
9. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. - Л.: Издательство “Лениздат”, 1990. - 575 с.
10. Достоевский Ф. М. Пушкин // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
11. Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1876. Февраль. Мужик Марей // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 15 т. - Т. 13. - СПб: Издательство “Наука”, 1994.
12. Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1877. Июль - август. “Анна Каренина” как факт особого назначения // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 15 т. - Т. 14. - СПб: Издательство “Наука”, 1995.
13. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. - М.: Издательство “Мир книги”, “Литература”, 2006. - 512 с.
14. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы. - СПб.: Издательство “Азбука-классика”, 2009. - 896 с. 15. Достоевский Ф. М. Бесы. - М: Издательство “Эксмо”, 2019. - 608 с.
16. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Дмитрия Ростовского. - Книга девятая. Май. - М.: Издательство “Ковчег”, 2010. - 784 с.
17. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. - М.: Издательство АН СССР, 1962. - 228 с.
18. Лествичник Иоанн. Лествица, возводящая на небо. - М.: Издательство “ДАРЪ”, 2004. - 528 с.
19. Мейендорф Иоанн. Григорий Флоровский. Пути русского богословия. Предисловие. - Библиотека “Вехи” [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/000.html.
20. Некрасов Н. А. Железная дорога // Сочинения: В 15 т. - Т. 2. - Л.: Издательство “Наука”, 1981. - 443 с.
21. Слово о полку Игореве. - Л.: Издательство “Советский писатель”, 1967. - 540 с.
22. Сэй-Сенагон. Записки у изголовья. - СПб.: Издательство “АЗБУКА”, 2004. - 304 с.
23. Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь. - 1927. - № 6. - С. 50-68.
24. Бердяев Н. А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь. - 1927. - № 6. - С. 50-68.
25. Бердяев Н. А. Яимир объектов. Опыт философии одиночества и общения. - Париж: YMCA-PRESS, 1934. - 191 с.
26. Бердяев Н. А. Философия свободы. - М: Издательство “Правда”, 1989. - 608 с.
27. Бердяев Н. А. Самосознание. - Л.: Издательство “Лениздат”, 1991. - 398 с.
28. Бердяев Н. А. Душа России // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
29. Булгаков С. Н. Моя Родина // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
30. Булгаков С. Н. Русская трагедия. - Библиотека “Вехи” [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/bulgakov/tragediya.html.
31. Булгаков С. Н. Pro et contra: Личность и творчество Булгакова в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология: В 2 т. / Сост.: И. И. Евлампиев. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003. - 1000 с.
32. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М: Издательство “АСТ”, 2018. - 160 с.
33. Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. - Т. 2. - М.: Издательство “Мысль”, 1971. - 630 с.
34. Гегель Г. Лекции по философии истории. - СПб.: Издательство “Наука”, 1993, 2000. - 480 с.
35. Дудкин В. В., Азадовский К. М. Достоевский в Германии // Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. - Т. 86. - М.: Издательство “Наука”, 1973. - 740 с.
36. Зеньковский В. В. Преодоление платонизма и проблема софийной твари // Путь. - 1930. - № 24. - С. 3-40.
37. Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Путь. - 1933. - № 37. - С. 36-60.
38. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Т. 1. - Л: Издательство “ЭГО”, 1991.
39. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Т. 2. - Л: Издательство “ЭГО”, 1991.
40. Кареев Н. И. О духе русской науки // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
41. Лавров П. Л. История и русские революционеры // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
42. Лосский Н. О. История русской философии. - М: Издательство “Советский писатель”, 1991. - 480 с.
43. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Издательство “Мысль”, 1990. - 829 с.
44. Ницше Ф. Воля к власти. - СПб.: Издательство “АЗБУКА”, 2011. - 448 с. EDN: QXAHJT
45. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Литературная критика. - М.: Издательство “Современник”, 1990. - 422 с.
46. Соловьев В. С. Об упадке средневекового миросозерцания. -Библиотека “ВЕХИ” [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/soloviev/upadok.html.
47. Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992.
48. Федотов Г. П. Судьба и грехи России // Федотов Г. П. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. - Т. 2. - СПб.: Издательство “София”, 1991.
49. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. - М.: “Республика”, 1992.
50. Флоровский Г. В. Византийские Отцы V-VIII веков. Из чтений в православном богословском институте в Париже. - Париж: YMCA-PRESS, 1933. - 260 с.
51. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. - М.: Издательство “Институт русской цивилизации”, 2009. - 848 с. EDN: QUSVNV
52. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. - М.: Издательство “Республика”, 1992. 53. Шмеман А. Д. Три образа // Вестник РСХД. - 1971. - № 101, 102. - С. 9-25.
54. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. - М: Издательство “Гешарим / Мосты культуры”, 2004. - 510 с.
55. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts in the Kabbalah. - New York: Schocken Books, 1991. - 328 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описывается метод терапевтических метафор и основные проблемы их конструирования. Предлагается к осмыслению феномен логотерапевтической метафоры, в основе которого лежат идеи логотерапии и описываемые в рамках этого направления подходы к выявлению смысла. Раскрываются возможности логотерапевтического подхода в обнаружении связующей стратегии. Феномен смысл осмысляется как связь, соединяющая человека с актуальной ценностью в любой точке социо-пространственно-временного континуума. Корректно составленная логотерапевтическая метафора способствует самодистанцированию и самотрансценденции клиента, помогает ему вывить ценности и воспринимать ситуацию более масштабно, цельно и объективно, почувствовать и освоить свое «свободное пространство», отличить его от «пространства судьбы». Метафора позволяет клиенту обозначить свою позицию относительно происходящего, способствует выявлению смыслов и возможностей их реализации. Приводятся примеры логотерапевтических метафор.
В статье рассматривается важная для современной России тема соотношения теологии и философии в фундировании мировоззрения современного человека. Опора делается на работы основателей немецкой философии существования. Значительную часть этих текстов составляют рукописи Карла Ясперса. Анализируются также имеющие отношение к теме «Философская онтология и теология» работы «позднего» Хайдеггера.
Технологии машинного обучения существенно расширяют возможности человека в области предсказания ольфакторных свойств веществ на основе их химической структуры, однако полученные данные носят вероятностный характер и допускают субъективизм, поскольку ключевым интерпретатором ольфакторных стимулов является человек. Способность искусственных нейронных сетей к самоорганизации, развитию и целенаправленному поведению позволяет говорить об их сходстве с живой материей, в связи с чем актуальным становится вопрос о границах ответственности за принятие решений на основе результатов обработки ольфакторной информации искусственным интеллектом.
В статье осуществляется попытка интерпретации учения Аристотеля о двух умах, представленного им в трактате «О душе». Автор статьи рассматривает претерпевающий ум как необходимое условие для обнаружения деятельным умом самого себя в акте рефлексии. Представленные автором статьи положения о двух умах подкрепляются соответствующими фрагментами из общего учения Аристотеля о душе с целью согласования выводов с целостным пониманием души у Аристотеля.
В статье рассматривается эсхатология Достоевского. Показано, что Достоевский создал художественную модель «внутреннего апокалипсиса» в человеке, которая показывает неизбежность апокалипсиса как имманентного конца истории. Внутренняя безысходность «мира Достоевского», отсутствие в нем преображения героев толкает писателя к мечте об «идеальном обществе» (ересь хилиазма), которое может быть построено на основе христианской любви. С другой стороны, эта ересь в секулярной форме «социализма» духовно разоблачается писателем. Модель «ротшильдовского» человека, имевшая прецеденты в мировой литературе, именно у Достоевского обрела свой метафизический, «шекспировский» масштаб и задала масштаб его преодоления в виде духовного преображения человека в свете христианского идеала. Тема эсхатологии очень важна и для понимания внутренних смысловых пределов «мира Достоевского».
Статья посвящена экзистенциальному анализу жизненного подвига С. Н. Булгакова как человека, прошедшего путь от атеизма к православию. Его личность представляет особый интерес как образец подвижнического пути духовного развития, как яркий образец русского человека, преодолевшего многочисленные духовные искушения и прошедшего путь от соблазнов марксизма к православию. Софиология о. Сергия трактуется как ценный для современного христианского сознания теологумен, представляющий собой ответ русского православного ума на обезбоживание мира, на картину мира как «автомата», управляемого мертвыми научными законами, в котором якобы нет ни Божией благодати, ни человеческой души. Это учение является плодом экзистенциального опыта его автора.
В статье раскрывается тема утраты близких и сопряженного с утратой горя. Вводятся и трактуются новые понятия: пограничное горевание, куб диагностики горя, октаэдр работы с горем и пси-карта горюющего. Патологическое горевание рассматривается как неизбежная необходимость экзистенциального моделирования скорбящим своей картины мира, требующего обращения к экзистенциальным категориям и духовно-религиозным ценностным смыслам. Подробно описана схема оказания помощи пережившим утрату - Порядок экзистенциального моделирования картины мира, включающий в себя семь этапов работы с горюющими. Представлены авторские упражнения.
Статья посвящена роли дистанции в коммуникации. Будучи измерен, показатель психологической дистанции может дать большое количество полезной информации: о наличии конфликта в группе, о темпераменте и жизнеспособности личности. Это заставляет нас уделять особое внимание данному показателю при исследовании личности. Для этой цели нами была разработана концепция теста «Краткий опросник уровня социальной адаптации».
В статье поднимается вопрос о специфике понятия «социалистический реализм» в аспектах восприятия веры и ее интерпретации в пределах текстов, канонизированных рамками теории и практики соцреализма.
В статье рассматриваются особенности функционирования разноуровневых повторов в поэзии Бродского в разные периоды творчества поэта.
В статье осуществляется анализ переводного рассказа Ивана Бунина «Святочный вечер» (1931), вошедшего в цикл «Провансальские пересказы». Автор работы выявляет основные причины, которые заставили Бунина обратиться к чужому фольклору, к народному эпосу Прованса, определяют скрытые интенции, двигавшие писателем при создании переводного текста. В частности, автор обращает внимание на тенденцию диффузии в «пересказе» Бунина и устанавливают знаки внедрения в провансальский текст мотивов и речестилевых формул русского фольклора.
В работе на материале стихотворения «Горение» исследуется семантико-символический комплекс (Персей, Медуза Горгона, Флоренция и др.) и образ Б. Челлини в рамках выделения в творчестве И. А. Бродского сверхтекстового единства. Выделенное стихотворение изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также особенных функций, что вместе позволяет считать его смысловым центром. Отмечается связь образа Бенвенуто Челлини не только с итальянским, но и с петербургским текстом в поэзии Бродского.
В работе на материале стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего…» исследуется семантикосимволический комплекс сверхтекстового единства, возникающего в рамках творчества поэта. Выделенное стихотворение рассматривается как смысловой центр сверхтекстового единства и изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также его особых поэтических функций.
В статье предложена интерпретация редко привлекаемого для анализа стихотворения Иосифа Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» (1961). Показано, что мотив возвращения на родину у Бродского подчеркнуто ориентирован на «Возвращение на родину» и «Русь советскую» С. Есенина, в 1924 году по возвращении из Америки сформулировавшего искреннее поэтическое признание в крайнем одиночестве, пережитом им на родине («Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…»). Бытующее представление о несходстве поэзии Бродского и Есенина ставится под сомнение. Текстом-референтом М. Цветаевой названо стихотворение «Тоска по родине. Давно…» (1934). Утверждается, что с течением времени диалогическая интеракция текстов сопровождалась эмоционально-смысловой перекодировкой, затекстовые смыслы в стихах Бродского прирастали.
В статье рассмотрен поэтический цикл И. Бродского «Мексиканский дивертисмент» (1975). Ранее исследователи изолированно рассматривали одно или другое стихотворение цикла (напр., «Гуернавака», «1867», «Мексиканский романсеро»), в данной работе актуализирована проблема цельности всего лирического произведения, поднят вопрос о взаимосвязи отдельных циклических текстов. Показано, как одни и те же характеры (император Максимилиан, Хуарец, лирический герой), образы (утки, попугай, ящерка, рак и др.), мотивы (одиночество, смерть, бред), детали (М/Ж, геометрия фигур и др.), слова и знаки (эксплицированные и имплицированные) переходят из текста в текст, обеспечивая единство всего многообразия мелодических «картин» дивертисмента.
В статье рассматривается вариант мифа о сотворении мира, первоначально представленный в эпосе финно-угорского народа «Калевала», но на нынешнем этапе переработанный и расширенный современной вепсской писательницей и музыкантом Марьей Ульдине (Marja Üldine). В работе показано, по каким параментрам трансформирован классический миф, и рассмотрено, в чем смысл и характер адаптации известного финно-угорского сюжета. Поставлен вопрос о возможности современной переработки фольклорного материала и сделан вывод о перспективности развития традиционных мотивов в современной вепсской литературе и особенно в детской литературе, ориентированной на формирование национальной идентичности «малого» коренного народа Северо-Запада России.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье представлен анализ мотивов христианства в поэтической системе Иосифа Бродского. Предметом осмысления стал религиозный опыт Бродского как факт его творческой биографии. Рассмотрено место христианской доктрины в размышлениях Бродского о поэзии. Проанализированы некоторые особенности бытования христианских тем, мотивов и образов в лирике Бродского.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru