В статье проводится анализ работ трех наиболее острых дореволюционных критиков Н. М. Карамзина: это литературовед и этнограф А. Н. Пыпин, народник Н. В. Шелгунов и представитель областничества С. С. Шашков. В основании их методологического подхода находится идеологическая критика творческого и интеллектуального наследия Карамзина. Показано, что одним из основателей и наиболее ярким представителем такого подхода можно считать Пыпина, который, будучи представителем либерального политического крыла, основной своей целью видел борьбу не только и не столько с «основателем» охранительноконсервативной идеологии в России, коим он считал Карамзина, но в первую очередь с современными ему политическими оппонентами из стана консерваторов. Шелгунов и Шашков в свою очередь придерживались отчасти схожей линии идеологической критики и внесли свой вклад в её развитие.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Наследие Н. М. Карамзина почти до конца 1860-х годов изучалось преимущественно историками и литературоведами. Они, в свою очередь, обычно не акцентировали свое внимание на формировании философского мировоззрения и социально-политических взглядах Карамзина, а также на том влиянии, которое на них оказывали различные философские системы и социально-политические течения. Это не означает, что эти аспекты его мысли полностью игнорировались, однако систематического анализа они не получили. В основном в российском обществе в большинстве случаев отношение к Карамзину было положительным, а его многотомный труд «История государства Российского» считался неотъемлемым элементом образования для нескольких поколений российской интеллигенции.
Список литературы
1. Архипова А.В. Достоевский и Карамзин // Достоевский. Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер; гл. ред. В.Г. Базанов; АН СССР, Ин-т русской лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1974. Т. 5. 1983. С. 101-112.
2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Карамзин Н.М. Полн. собр. соч.: в 18 т. Т. 17. М.: Терра, 2009. С. 142-209.
3. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Карамзин Н.М. Полн. собр. соч.: в 18 т. Т. 13. М.: Терра, 2009. С. 7-472.
4. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского: в 2 т. Т. 2. СПб.: Имп. публ. б-ка, 1861.
5. Пыпин А.Н. Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1900. 588 с.
6. Пыпин А.Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. / Ред. и примеч. Г.В. Вернадского. Пг.: ОГНИ, 1916. 575 с.
7. Чижков Н.С. Влияние Иоганна Матиаса Шадена на формирование мировоззрения Н.М. Карамзина // Полилог / Polylogos. 2019. T. 3. № 4. URL: https://polylog.jes.su/s258770110008021-5-1/ (дата обращения: 23.09.2022). EDN: NSMEBS
8. Чижков Н.С. Влияние немецкой философии эпохи Просвещения на идейное формирование Н.М. Карамзина // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. Т. 6. № 4. С. 52-83. EDN: PYFYCZ
9. Чижков Н.С. Изучение наследия Н.М. Карамзина в русской эмигрантской литературе // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2022. T. 13. Выпуск 6 (116). URL: https://history.jes.su/s207987840014003-2-1/ (дата обращения 26.02.2024).
10. Шашков С.С. Движение русской общественной мысли в начале XIX века. Ч. I-III // Дело. 1871. № 5. С. 108-134.
11. Шашков С.С. Движение русской общественной мысли в начале XIX века. Ч. III // Дело. 1871. № 6. С. 150-167.
12. Шашков С.С. Движение русской общественной мысли в начале XIX века. Ч. IV-V // Дело. 1871. № 7. С. 1-23.
13. Шелгунов Н.В. Попытки русского сознания. Ч. I-VI // Дело. 1874. № 1. С. 137-175.
14. Шелгунов Н.В. Попытки русского сознания. Ч. VII-XI // Дело. 1874. № 2. С. 63-105.
15. Pipes R. Karamzin’s memoir on Ancient and Modern Russia: A Translation and Analysis. Michigan: University of Michigan Press, 2005.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на книгу социального антрополога Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места», впервые опубликованную на русском языке. С привлечением методов этнографии и антропологии Сета Лоу исследует, как культурные и политические трансформации, затрагивающие интересы индивидов и групп, отражаются в пространстве современных городов. Книга Лоу представляет собой подробный обзор двух концептуальных подходов - социального производства пространства и социального конструирования пространства. Автор также обращается к проблеме соотношения дискурса, языка и воплощенного пространства, обладающего, помимо прочего, особыми эмоциональными качествами, влияющими на повседневную жизнь горожанина. В статье раскрывается ряд основных положений книги; делается вывод, что затронутые в ней вопросы и иллюстрирующие их примеры выходят далеко за рамки прикладных этнографических исследований и вписаны в более широкий контекст современной политической науки, социальной теории и междисциплинарного проблемного поля.
В статье рассматривается методологический аппарат мир-системного анализа, его место в сегодняшнем социально-политическом знании, оценивается его потенциал достоверно анализировать общественно-политические изменения, происходящие в цифровую эпоху. При анализе наибольший акцент сделан на исследования в области общественных наук, использующие мир-системную методологию (И. Валлерстайн, С. Амин, О. Комолов и другие). Положение мир-системного анализа рассмотрено в контексте принципов постнеклассической науки, анализируется инструментарий мир-системной теории применительно к изучению социально-политической действительности, а также делается прогноз относительно перспектив данного подхода в информационную эпоху. В ходе исследования сделан вывод, что методологический аппарат мир-системного подхода предположительно будет актуален до конца эпохи капитализма как исторической социальной системы. Однако мир-системная теория нуждается в пересмотре и обновлении своего методологического аппарата в связи с происходящими цифровыми преобразованиями, меняющими все социально-политическое пространство. Без пересмотра методологического аппарата мир-системный анализ имеет шансы на скорейшее устаревание в связи с быстро меняющейся реальностью под влиянием информационно-коммуникационных технологий.
После распада СССР Республика Беларусь имела свой уникальный опыт в развитии гражданского общества. Государство на разных этапах трансформаций политического режима прибегало к совершенно различным способам во взаимоотношениях с гражданским обществом: от конфронтации до сотрудничества. Автору представляется важным проанализировать строительство гражданского общества в динамике, на протяжении истории независимой Беларуси для того, чтобы оценить уровень его развитости и дальнейшие перспективы после протестов 2020 года. На основе изучения и обобщения различных источников в статье предпринята попытка выделить этапы трансформации политического режима в Республике Беларусь с 1994 по 2023 годы, в связи с этим проанализированы стадии развития гражданского общества на протяжении данного периода.
В статье проанализировано понятие «информационный конфликт», являющееся достаточно новым в контексте политической науки. Для достижения цели исследования в статье особое внимание уделено разновидностям информационного конфликта и конкретным примерам из реальной политической практики. Установлены критерия типологизации подобных конфликтов, выделены имеющиеся различия в подходах к управлению информационной сферой. Отмечается, что в современных условиях ряд подходов имеет политико-идеологическое направление, что важно учитывать при рассмотрении конкретных ситуаций. Сегодня, в условиях вовлеченности человека в цифровую среду, ранее существовавшие в обществах противоречия становятся ощутимей на фоне постоянного информационного воздействия. Информационно-техническое направление заставляет мировое сообщество задуматься о возможных последствиях применения технологий кибер-среды в качестве военного средства. В статье отмечается, что существуют прецеденты, когда кибератаки становились casus belli для применения традиционных типов вооружений. Делается вывод, что потенциальные риски, связанные с информационной средой, неизбежно ведут к попыткам ведущих государств мира обезопасить свои коммуникационные сети, что, в свою очередь, создает конфликты нового типа: за доминирование того или иного подхода по управлению информационным пространством.
Статья посвящена диалектике литературы и философии, неразрывно связанных в истории русской мысли. Нынешнее литературоведение, однако, во многом утратило объективность оценочных критериев в этой сфере. Цель автора – выверение философских оснований (традиционализма, консерватизма и почвенничества) в исследовании творчества писателей ХХ в. Для этого в задачи статьи входит уточнение терминологического содержания традиционализма, консерватизма и почвенничества, полемика с интерпретационными искажениями литературоведов и построение возможных векторов исследования русской литературы ХХ в. в философском контексте.
В статье «легальный марксизм» рассматривается как течение внутри русского марксизма в 90-е годы ХIХ столетия, вошедшее в историю отечественной философской мысли под знаком критики народничества с позиций экономического материализма К. Маркса и идеи социального либерализма о правовом государстве. В этом контексте предметом отдельного внимания стал проект П. Б. Струве капитализации России, поддержанный С. Н. Булгаковым и М. И. Туганом-Барановским. Их исследования в этом направлении ориентировали на развитие страны по пути модернизации экономики и ее институциональных структур с учетом национальной истории, особенностей сложившихся форм общежития, культурных традиций. Смысл необходимых преобразований заключался в формуле «превратить Россию богатую капиталистическую страну», а составляющими этого процесса утверждались экономический рост и вхождение ее в мировое сообщество на правах цивилизованного государства. Придерживаясь материалистического толкования истории, Струве и его сподвижники видели историческую миссию капитализма в создании материальных и культурных условий для дальнейшего поступательного движения истории и потому были далеки от признания капитализма в качестве «вечной» формации. Автор статьи обращает внимание, что социально-философская парадигма «легального марксизма» предостерегала от левых ортодоксальных установок как в осмыслении проблемы, так и в обращении в связи с ней к учению Маркса.
В статье собраны тексты, написанные Вадимом Михайловичем Межуевым в разные годы. В них представлено видение автором фундаментальных философских проблем - таких как свобода, культура, история, цивилизация, марксизм, «русская идея». В статью включены фрагменты интервью и выступлений В. М. Межуева.
В статье представлены тексты выступлений участников круглого стола ««Творческое наследие Вадима Михайловича Межуева (к 90-летию со дня рождения)», проведенного 19 декабря 2023 года в Институте философии РАН. Участники круглого стола обсуждали вклад В. М. Межуева в отечественную философию. Подчеркивалась высокая значимость и актуальность его работ.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______