Вопрос онтологических обязательств, этических установок и вытекающих из них политических позиций в XXI веке является острой проблемой социальных наук в свете взаимной эскалации множества конфликтов и катастроф. В статье рассматриваются фундаментальные, антифундаментальные и постфундаментальные подходы в социальной теории. Цель работы - определить, систематизировать формы онтологических размышлений, предложить нормативный горизонт для этических и политических стратегий, основанных на постфундаментальной онтологии. Общий тезис статьи такой: постфундаментализм переосмысляет методологические и мировоззренческие ориентиры, намечает новые формы политических решений и этических подходов. Этот тезис аргументируется в три этапа: на первом этапе определяются три онтологические подхода к понятию основания, на втором - описывается формирование и содержание постфундаментальной этики, на третьем авторы анализируют политические последствия постфундаментальной методологии на примере теории интерсекционализма.
Идентификаторы и классификаторы
Время от времени наше внимание привлекает вопрос о том, как наши политические позиции или этические установки связаны с онтологическими обязательствами. Это происходит, когда мы слышим, как религиозный фундаменталист делает вопиющее заявление о Боге или высшей истине, за которым сразу же следует некое абсолютное моральное предписание и призыв к репрессивным политическим действиям. Мы с тревогой наблюдаем, как подобного рода заявления приводят некоторых людей к мысли о том, что вокруг них много зла, с которым они должны бороться или порицать всеми средствами. Но всё становится сложнее, когда мы сталкиваемся с другими людьми, которые с такой же уверенностью заявляют о ложности убеждений и фанатизме религиозных фундаменталистов, используя при этом тот же язык агрессии и предпринимая те же действия по подавлению своих «фанатичных» оппонентов, поскольку эти группы трудно отличить друг от друга. Можно предположить и существование третьей группы, протестующей против первых двух, поскольку используемый ими язык вражды и агрессии не прекращает конфликт. Выходом будет оставить подобные разговоры, чтобы сосредоточиться на решении наших общих проблем.
Список литературы
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1: Метафизика / под ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. 550 с.
2. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т.: юбилейное издание 1794-1994. Т. 6: Метафизика нравов / пер. с нем. С. Я. Шейнман-Топштейн, Ц. Г. Арзаканьяна; под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. 613 с.
3. Керимов Т. Х. “Онтологический поворот” в социальных науках: возвращение эпистемологии // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21, № 1. С. 109-130. EDN: JNFYQQ
4. Поспелова, О. В. Интерсекционный подход в социальной и политической теории / О. В. Поспелова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 57-64. EDN: SBYKIX
5. Соковиков С. С., Зайкова О. Н. О месте идентичности, разнообразия и солидарности в современной культурной политике: проблемы артикуляции концептов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 1. С. 78-85. EDN: EYKNHZ
6. Хайдеггер М. О существе основания / пер. с нем. В. В. Бибихина // Философия: в поисках онтологии: сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Самара: СаГА, 1998. Вып. 5. С. 78-130.
7. Žižek S. Beyond Discourse-Analysis // New Reflections on the Revolution of Our Times. London: Verso, 1990. P. 249-260.
8. Zupančič A. Ethics of the Real: Kant, Lacan. L.; N. Y.: Verso, 2000. 266 p
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вниманию читателей предлагается обзор международного круглого стола «Прикладная этика и современна социальная философия», проходившего на базе кафедры социальной философии Департамента философии УГИ УрФУ 1 марта 2024 года. В статье излагаются основные аспекты концептуализации прикладной этики и задаются контуры проблематизации взаимосвязей между прикладной этикой и социальной философией, высказывается тезис о том, что прикладная этика и социальная философия не могут отождествляться, но концептуально и методологически дополняют друг друга. Данный тезис раскрывается в описании содержания докладов, представленных участниками круглого стола в рамках научной дискуссии.
После Исламской революции 1979 года женщины Ирана лишились многих прав, предоставленных им во время правления династии Пехлеви. Уже более 40 лет они следуют четко определенным нормам и правилам, невыполнение которых приводит к санкциям, часто весьма серьезным (например, забивание камнями, арест и т. д.). Всё это время иранские женщины боролись за свои права, однако их действия не принесли заметных результатов. В сентябре 2022 года умерла Махса Амини, которая была арестована иранской полицией нравов за неправильное ношение хиджаба. Эта новость потрясла иранское общество, в частности его женскую половину. В связи с этим по стране прокатилась волна протестных движений, направленная против полицейского произвола, а также митинги за улучшение положения женщин. Целью данной статьи является анализ социально-политического и правового положения иранских женщин, как одного из ключевых факторов протестных движений 2022-2023 годов. Основой данного исследования, в первую очередь, является анализ новостных публикаций, а также работ таких исследователей, как И. А. Попова, А. В. Михалева, С. Р. Мохтари, Н. М. Мамедова, С. де Бовуар. Данный анализ позволил провести систематизацию полученной информации и определить возможные тенденции развития протестного движения.
В статье сопоставляются подходы Мишеля Фуко и Жака Лакана к теории субъективации. Под теорией субъективации понимается теория, нацеленная на определение способов, которыми механизмы власти осуществляют конституцию субъекта. Первая часть работы посвящена деконструкции теории субъективации М. Фуко и концептуализированных им практик, направленных на сопротивление господствующим аппаратам производства субъективности («культура себя», «забота о себе»). Во второй части фукианские практики сопротивления критикуются с позиции психоаналитической (лакановской) теории. Сопоставление подходов ориентировано на выявление позиции, способной иметь действительные политические последствия: последствия, преломляющие логику авторитарного процесса субъективации. Такая позиция обнаруживается в объектно-дезориентированной онтологии - онтологии, вытекающей из лакановского психоанализа.
В статье изложены результаты научно-исследовательской работы по изучению формирования положительного образа России у иностранных военнослужащих. В ходе исследования была разработана программа диагностики образа России у курсантов (иностранных военнослужащих), выявлены наиболее информативные критерии и показатели оценки образа российского государства; разработана программа формирования положительного образа России; экспериментально проверена эффективность программы формирования положительного образа России; сформированы основные выводы и обобщения по результатам педагогического эксперимента; разработаны методические рекомендации по формированию у иностранных военнослужащих положительного образа России в учебно-воспитательном процессе.
Мировая практика показывает, что в настоящее время волонтерская деятельность широко распространена. Занятие волонтерской деятельностью, направленой на оказание добровольной помощи людям при решении возникающих у них проблем, повышает статус личности в обществе. В связи с этим актуальной задачей является выявление факторов, побуждающих студенческую молодежь включаться в разные формы волонтерства. При проведении исследования использовался междисциплинарный подход к анализу сущности, содержания волонтерства, мотивации молодых людей. В исследовании применялись смешанные методы (онлайн-анкетирование и полуструктурированное интервью). По результатам эмпирического исследования была выявлена смешанная мотивация студентов-волонтеров, включающая в себя как эгоистические мотивы, так и те, которые побуждают к бескорыстному сотрудничеству людей при решении общих проблем.
Актуальной проблемой организации обучения студентов является формирование у них умения преодолевать трудности, возникающие при освоении новых знаний и вызванные тем, что студент периодически сталкивается с неопределенными ситуациями, связанными с тем, что существует несколько вариантов разрешения возникших в учебе проблем. Целью статьи является анализ способов поведения личности в ситуации, когда нужно найти оптимальный вариант действий. На материалах социологического исследования студентов Уральского федерального университета, проведенного в 2023 г. показаны образовательные стратегии, применяемые обучающимися для снижения рисков в ситуации неопределенности и достижения желаемых результатов. Показано, что наиболее оптимальной стратегией является та, которая учитывает возможности и способности личности реализовать задачи, связанные с получением профессиональных знаний, их применением на практике. При этом доказано, что из-за особенностей некоторых рисков, которые связаны с незнанием всех способов их преодоления, нельзя просчитать возможные негативные результаты. Можно снизить неопределенность при разрешении возникающих у студентов трудностей, но полностью избежать рисков трудно.
С позиций универсализма и единства биологической и социальной природы рассматриваются ценностно-целевые структуры деятельности человека. В статье представлен фрагмент общей теоретической модели искусственного сознания и психики, на основе которой создается компьютерная программа. Показаны алгоритмы возникновения человеческих ценностей, феноменов воли, веры, самооценки, любви, различения хорошего/плохого, добра/зла и т. д. Экзистенциальные переживания получают свое рациональное объяснение. Уникальность исследования состоит в том, что до сих пор не существует компьютерных моделей, имитирующих человеческое сознание, психику и социальные взаимодействия. Цель: начиная с «нулевого» уровня культуры, программа должна сама воспроизводить социокультурные условия развития человеческого сознания, нравственности и мировоззренческих систем. Особенно актуальны такие исследования для моделирования социальных конфликтов и изучения их причин. В качестве теоретических оснований используются: платоновская философия, «информационный подход», «интервальный подход» Ф. В. Лазарева, «социальная онтология» В. Е. Кемерова, «постнеклассическая рациональность» В. С. Стёпина, теория «масштабной гармонии Вселенной» С. И. Сухоноса, «философия процесса» А. Уайтхеда, теории Т. Нагеля, М. Полани, работы современных философов, психологов и этологов.
Исследования искусственного интеллекта являются одним из основных трендов современности. При этом научным сообществом осознаются значительные этические риски, связанные с его появлением, среди которых непрозрачность принятия решений, невозможность определения субъекта ответственности, проблема предвзятости и справедливости. Для минимизации и элиминации обозначенных рисков в литературе предлагается концепт искусственных моральных агентов, поведение которых выстраивалось бы на человеческих этике и морали. Однако возникают сопутствующие затруднения, наиболее важным из которых является невозможность однозначного выбора этической теории, связанная с их принципиальной несогласованностью. В данной статье предлагается рассмотреть деонтологию как один из вариантов, который может быть использован в структуре искусственных моральных агентов. Автор показывает преимущества деонтологии перед другими этическими системами: более простая формализация самой теории, системность и универсализуемость принципов, - а также потенциальные проблемы, такие как различение долженствования и категории допустимости, а также формализация конкретных максим. Однако помимо построения и выбора подходящей теории возникают затруднения, связанные с тем, каким образом определить, что созданный искусственный моральный агент в достаточной степени морален. Для этого в статье рассматривается моральный тест Тьюринга, который призван помочь ученым в этом вопросе.
Вы держите в руках первый объединенный номер журнала «Koinon» за 2024 год. После непродолжительного перерыва журнал, издаваемый в Уральском гуманитарном институте УрФУ и являющийся в своих основных разделах преемником третьей серии «Известий Уральского федерального университета», возобновляет свою работу.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru