В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в ведомственных учреждениях образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь по специализации оперативно-розыскная деятельность. Изложены ключевые определения профессиональной подготовки с различных точек зрения. Раскрыты первостепенные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих сотрудников оперативных подразделений. Сформулированы основные задачи профессиональной подготовки, выполнение которых в образовательном процессе будет способствовать ее эффективности в процессе получения образования обучающимися. Дана авторская дефиниция профессиональной подготовки и основного вида профессиональной подготовленности - служебной подготовки с ее фундаментальными составляющими: специальной, тактической, огневой, физической, строевой подготовкой, личной и профессиональной безопасностью сотрудников.
Идентификаторы и классификаторы
Профессиональная подготовка курсантов, обучающихся по специализации оперативно- розыскная деятельность (ОРД), в будущем сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД) – педагогический процесс, фундаментальные основы которого заложены в образовательном стандарте высшего образования I ступени по специальности 1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности», утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 января 2022 г. № 12. Основная цель процесса образования – подготовка компетентного специалиста в области ОРД, в полной мере соответствующего современным реалиям и сложившейся социальной, экономической и общественно-политической ситуации в нашем государстве.
Список литературы
1. Григоров А. В. Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры // Вести БГПУ. Сер. 1. 2016. № 4. С. 31-35.
2. Дегтярев С. Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 228-232. EDN: TWSHNZ
3. Ларионова И. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке педагогов и специалистов по социальной работе: монография. Екатеринбург, 2007. 172 с.
4. Ларионов С. А. Педагогическая концепция развития образовательного процесса в гуманитарных вузах Российской Федерации: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012. 594 с. EDN: QFNFJL
5. Основы педагогики: учеб. пособие / под общ. ред. А. И. Жука. Минск: Аверсэв, 2003. 349 с.
6. Настольная книга преподавателя / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Минск: Современное слово, 2005. 544 с.
7. Башаркина Е. А. Общая педагогика: курс лекций: в 2 ч. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы. 224 с. EDN: UAGOXB
8. Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Минск, 2015. Т. 2: Н-Я. 726 с.
9. Криксин А. М. О необходимости исследования проблемы профессиональной подготовки курсантов в учреждениях высшего образования системы МВД Республики Беларусь // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. тр. / под ред. Ю. П. Шкаплерова. Могилев, 2022. Вып. 10. С. 176-182. EDN: FQXCUB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования преступного гуманного мотива несовершеннолетних правонарушителей как внутреннего побуждения, направленного на то, чтобы принести пользу, сделать добро другим людям способом, запрещенным законом, а также диагностики иных личностных качеств и свойств несовершеннолетних правонарушителей, влияющих на формирование преступного гуманного мотива. Продемонстрированы результаты сравнения полученных данных с соответствующими показателями законопослушных несовершеннолетних. В качестве психодиагностического инструментария применена специализированная авторская методика диагностики потенциальных мотивов делинквентного имущественного поведения несовершеннолетних и неспециализированные методики диагностики общей мотивации: «Пирамида потребностей» (В. В. Скорцов), «Пословицы» (С. М. Петрова) и «Метод диагностики мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман). Полученные результаты имеют практическую значимость при разработке и реализации реабилитационно-профилактических программ субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-политической психологии, рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. Анализируются проблемы определения понятия, предмета, структуры социально-политической психологии.
В статье на основе статистических данных раскрываются проблемы в организации производства и переработки картофеля. Объектами научного исследования явились сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия региона, режимные объекты уголовно-исполнительной системы. Проведен комплексный анализ основных показателей, связанных с производством и переработкой этой сельскохозяйственной культуры. Цель исследования - выявление тенденций, закономерностей и узких мест в организации производства картофеля. Оценивается и анализируется производство и переработка картофеля по административным районам региона и передовым предприятиям. В результате исследования подготовлено экономическое обоснование отдельных перспективных направлений по организации производства и переработки картофеля в сельскохозяйственных предприятиях региона и на режимных объектах уголовно-исполнительной системы.
В статье представлена концептуальная схема производства клееных деревянных конструкций на лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях уголовно-исполнительной системы, территориально расположенных в разных регионах России. На основе стандартов ИСО 9000 и рациональных принципов организации производства разработан процесс производства клееных деревянных конструкций. Проведен анализ преимуществ от взаимодействия бизнеса с производственным сектором уголовно-исполнительной системы, который показал возможность создания эффективного управления хозяйственной деятельностью в данной отрасли экономики с точки зрения повышения ее экономической безопасности.
В статье рассматриваются такие негативные тенденции современного общества, как слабые семейные связи, увядание традиционных семейных ценностей, снижение роли брака, которые выступают в качестве детерминант совершения осужденными, отбывающими наказания без изоляции от общества, повторных преступлений. Предлагается ряд предупредительных мер разного уровня. Выделяются общесоциальные предупредительные меры, направленные на решение проблем института семьи, а также специально-криминологические меры борьбы с причинами повторных преступлений среди осужденных изучаемой категории, имеющих проблемы в семейных отношениях. Сделан вывод о том, что крепкие семейные связи могут оказывать положительный профилактический эффект на совершение повторных преступлений среди осужденных, снижая их число.
В статье на основе действующего международного, российского законодательства и судебной практики проведен доктринальный анализ правоприменительной практики в сфере реализации судебного контроля в обеспечении прав и законных интересов осужденных. Полученные результаты исследования дают возможность заключить, что существует практическая целесообразность в усилении роли суда на законодательном уровне при реализации судебных функций при изменении условий отбывания наказания, переводе осужденного в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа. Отмечается и обосновывается позиция о необходимости создания в Российской Федерации специализированных пенитенциарных судов. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблеме.
В России одними из самых распространенных наказаний на протяжении всего периода существования были наказания, связанные с лишением свободы и изоляцией от общества. В процессе исполнения этих наказаний могут и возникают проблемы их реализации. Ключевой проблемой в рассматриваемой сфере является совершенствование мер по противостоянию действиям, дезорганизующим деятельность исправительных учреждений. Советское законодательство на протяжении нескольких десятков лет меняло концепцию уголовной ответственности за действия, связанные с дезорганизацией деятельности исправительных учреждений. В статье рассматриваются историко-правовые тенденции развития уголовной ответственности за насильственные действия в отношении осужденных (заключенных) и персонала учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, на разных исторических этапах. Работа построена на анализе научной литературы и законодательных актов, закрепляющих меры ответственности за действия, связанные с дезорганизацией деятельности исправительных учреждений. Целью работы являлась постановка проблемы уголовной ответственности за дезорганизацию деятельности исправительных учреждений на научное обсуждение.
В статье изложены основные научные подходы к исправлению осужденных в трудах отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты решения двух исследовательских задач. В соответствии с первой из них приведен анализ различных толкований понятия «исправление» применительно к осужденному за совершенное преступление, существующих в рамках философского, юридического, педагогического и медицинского подходов. Подходы к исправлению осужденных рассмотрены в развитии взглядов представителей этих наук, показаны их отличительные особенности в толковании факторов, причин и условий, влияющих на формирование и развитие качеств и свойств личности осужденного, которые препятствуют совершению ими новых преступлений. В ходе решения второй задачи дана характеристика психологического подхода к исправлению осужденного. В связи с этим проанализированы возможности использования методов психоанализа, бихевиористского и гуманистического подходов, трансактного анализа и гештальт-терапии в психологической работе по исправлению осужденных.
Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования одной из мер пресечения, избираемых только на основании судебного решения, - домашнему аресту. Авторы статьи, выделив достоинства и недостатки домашнего ареста, пришли к выводу о том, что его правовое регулирование в целом и предусмотренная частью 1 статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дефиниция в частности нуждаются в изменениях. Использование в определении данной меры пресечения категории «изоляция от общества» не только не соответствует правовой природе домашнего ареста, но и осложняет его позиционирование в качестве альтернативы заключению под стражу, каковую она представляла собой на момент принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Проведенный в статье анализ понятия «изоляция от общества» показал, что именно его включение в дефиницию домашнего ареста изменило правовую природу последнего и привело к установлению правоограничений, отсутствующих даже у самых жестких видов уголовного наказания или мер пресечения (недоступность у подозреваемых или обвиняемых прогулок). Приведенная в статье статистика свидетельствует о постепенной утрате домашним арестом самостоятельного значения и как итог - снижение доли его применения. Предлагается исключить слова «в изоляции от общества» из части 1 статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что впоследствии приведет к необходимости пересмотра правоограничений, обусловленных данной мерой пресечения, усилению самостоятельности и увеличению доли применения домашнего ареста в арсенале средств, имеющихся у правоприменителей и суда.
В статье рассматривается механизм применения специальных медико-социальных мер к осужденным, больным наркоманией. На основе анализа действующего российского законодательства, а также законодательства ряда зарубежных стран автор приходит к выводу о наличии в настоящее время множества пробелов при применении исследуемого института. Предложены изменения теоретического и практического характера, заключающиеся в совершенствовании понятийного аппарата путем введения терминов добровольного, обязательного и принудительного лечения от наркомании, а также специальных норм в Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации».
В статье осуществлен прогноз возможной несогласованности Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с другими нормативными правовыми актами, а также разработана модель предлагаемых первостепенных изменений для эффективного функционирования системы пробации в России. Подчеркивается, что принятый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» является началом глобальной модернизации системы применяемых мер в отношении не только осужденных, но и обвиняемых и подозреваемых, которым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осмыслением и характеристикой институциональных принципов пробации, с учетом действия положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Принципы пробации как основные руководящие идеи являются векторными ориентирами обеспечения в практической деятельности института пробации. Раскрытие сущности всей системы принципов и каждого принципа в отдельности позволит грамотно осуществлять комплекс мер пробации, что эффективно скажется на единстве правоприменительной практики в отношении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления. По мнению автора, обращение государства к реализации института пробации является подтверждением обеспечения действующей социальной политики и социальных функций. Применение в процессе исследования совокупности общенаучных и частнонаучных методов позволило сформулировать вывод о том, что только при постоянном, системном и единообразном руководстве принципами пробации можно добиться положительной динамики всех пробационных мероприятий и эффективных показателей результативности пробации. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике.
Издательство
- Издательство
- Академия ФСИН России
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- Сенная ул., 1
- Юр. адрес
- Сенная ул., 1
- ФИО
- Никитюк Сергей Михайлович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priemnaya.apu@fsin.uis
- Контактный телефон
- +7 (491) 2272112