В работе рассматривается геополитическое противоборство на евразийском пространстве, в котором особую роль играют транскоммуникационные войны. В этой связи автор обращается к истории и современной реализации ключевых транспортных маршрутов. Отмечается, что после распада СССР на постсоветском пространстве заметно активизировалась конкуренция за контроль над ключевыми трансконтинентальными маршрутами. Современное военно-политическое противостояние России с коллективным Западом на Украине во многом предопределяется трансконтинентальной логикой взаимоотношений государств. Анализируются действия ведущих геополитических акторов, целью которых является установление контроля над международными транспортными коридорами. Рассматривается инициатива возрождения «Великого Шелкового пути», которая направлена не только на развитие торгово-экономических отношений, но и на продвижение геополитических устремлений КНР. Особо отмечается потенциал России в развитии и использовании международных транспортных коммуникаций.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24412/2587-6236-2024-142-52-58
В истории евразийских транскоммуникационных войн наиболее жесткое военно-политическое соперничество происходило за контроль над «Великим Шелковым путем» из Китая и Индии в Средиземноморье и Европу, «Из Варяг в греки» из стран Балтийского моря в Черное море и далее в Средиземноморье, а также прикаспийскими, черноморскими, балтийскими и средиземноморскими коммуникациями. В разные века «Великий Шелковый путь» и «Из Варяг в Греки» частично или полностью контролировались Хазарским каганатом, военно-административными структурами ордынских газообразований, Великим Тураном, Российской империей и Советским Союзом.
Список литературы
1. “Разжечь череду конфликтов, посеять хаос, спровоцировать большую войну”. Иранист Пашин - о целях войны в Израиле и непричастности Ирана // ФОНТАНКА.ру. - URL: https://www.fontanka.ru/2023/10/15/72812315/(датаобращения:01.01.2024).
2. Грачева Т.В. Китай в объятиях дракона. - М/: Благословение; Техинвест-3, 2013. - 384 с.
3. Зангезурский коридор положит конец суверенной Армении // Дзен. - URL: https://dzen.ru/a/ZRNt_YdztyTJphs8?utm_referer=yandex.ru (дата обращения: 01.01.2024).
4. Как Китай делится преимуществами своего развития благодаря инициативе “Пояс и путь” // Российская газета. - URL: http://blagievesti.ru/4421037-rossiya-imeet-shans-poborotsya-za-svoe-osvobozhdenie.html (дата обращения: 01.01.2024).
5. Пашин Ф. Как не угодить в “армянский капкан” // КОНТ. - URL: https://cont.ws/@paschin-541/2636959(датаобращения:01.01.2024).
6. Пашин Ф. Транскоммуникационная война в Евразии // КОНТ. - URL: https://cont.ws/@paschin-541/2632172(датаобращения:01.01.2024).
7. Россия имеет шанс побороться за свое освобождение от внешней зависимости // Славянский развлекательно-познавательный информационно-новостной ресурс. - URL: http://blagievesti.ru/4421037-rossiya-imeet-shans-poborotsya-za-svoe-osvobozhdenie.html (дата обращения: 01.01.2024).
8. Титов И. Точечный удар // Завтра. - М., 2023. - № 38, сентябрь-октябрь. - С. 2.
9. Турецкий газовый хаб даст пространство для маневра новому “Движению сопротивления” в ЕС // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2023/07/14/ekspert-marcinkevich-tureckij-gazovyj-hab-potencialno-edinstvennaia-alternativa-diktatu-amerikanskoj-kompanii-na-rynke-es.html (дата обращения: 01.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются возможности повышения конкурентоспособности российской экономики на основе вовлечения молодежи в предпринимательство и волонтерство. Отмечается, что развитие человеческого капитала, повышение уровня образования, развитие профессиональных навыков и социальной активности молодежи имеет особое значение для развития российской экономики. Волонтерская деятельность способствует развитию социального капитала и эффективному решению социальных проблем, что создает надежный фундамент для повышения конкурентоспособности страны. Опыт вовлечения молодежи в проведение мероприятий мирового масштаба, таких как международные спортивное состязания, а также проявленная во время пандемии гражданская активность нашего общества дают повод верить в дальнейшее развитие волонтерского движения в нашей стране. В целом, эта положительная динамика в росте волонтерского движения будет благостно влиять на связь поколений, во многом утрачиваемую в современном мире; будет давать возможность для более активной жизни граждан зрелого возраста и их вовлечение в процесс воспитания подрастающего поколения; а также приведет к более сплоченному обществу в целом. Развитие молодежного предпринимательства позволит молодым людям найти себя, продвинуть сферу услуг и инноваций в нашей стране, что особенно важно в период становления постсанкционной экономики России.
В статье представлены особенности взаимодействия между политической системой и экономикой в развитых странах Запада и СССР. Рассматривается замена рыночных механизмов плановым натуральным хозяйством в СССР. Делается вывод о том, что ввиду низкой эффективности использования ресурсов экономический рост в СССР носил экстенсивный характер. В развитых странах увеличение ВВП опиралось преимущественно на инновационные факторы, являясь интенсивным по своей природе. Доказано, что процесс превращения изобретений (экспериментальных продуктов) в инновации (масштабируемые продукты) в централизованной плановой экономике существует не как устойчивая закономерность, а как случайность. У плановых органов СССР отсутствует достоверная динамично изменяющаяся информация, апробация изобретений на рынке привередливых покупателей исключена, так как их нет в структуре экономики СССР, поэтому протестировать риски внедрения изобретений невозможно. В неденежной экономике директивные цены не позволяют адекватно оценить полезный эффект внедрения изобретений и превращения их в инновации. Для действия инновационных закономерностей экономики необходима экспериментальная среда, тестирующая на жизнеспособность множество децентрализованных решений фирм, берущих на себя риск потери капитала.
В статье производится сравнение моделей экономического роста, сложившихся до и после 2013 года. За основу методологии принята теория экономического роста и макроэкономической политики, принцип «цели - инструменты» и его расширительная трактовка. Автор отмечает, что стандартным набором применяемых сегодня методов удержать экономический рост далее на уровне 3% вряд ли удастся. Причина - в том, что данная динамика получена во многом сложившимся набором условий именно в текущем режиме и для удержания требуются усилия в области макроэкономической политики, выходящие за рамки устоявшихся процедур и методов влияния. Связка «инфляция - экономический рост» в России не работает, так как данные подтверждают общий исход по подавлению инфляции, выражающийся в торможении темпа экономического роста. Увеличение нормы накопления вряд ли может быть осуществлено при проведении сложившегося режима политики процентных ставок, к тому же само по себе оно не может обеспечить экономический рост в России, без целенаправленных усилий по адсорбции денежной массы в реальных её секторах. Бюджетная и монетарные политики, помимо задаваемой связности, должны иметь общий экспансионистский вектор, чтобы стимулировать экономическое развитие России.
Автор отмечает, что для России в сложившихся геополитических и геоэкономических условиях первостепенное значение имеет обеспечение национальной безопасности и укрепление национального суверенитета, что потребовало пересмотра положений стратегических документов по национальной безопасности, в первую очередь, экономической безопасности. Для оценки состояния экономической безопасности особое значение и роль отводится показателям работы промышленности, обеспечивающей потребности внутреннего рынка и определяющей состояние структуры экспорта-импорта. Рассматривается динамика отдельных показателей промышленности, отражающих состояние экономической безопасности за период 2018-2022 годы, а также факторы, тормозящие развитие промышленного потенциала. Особое место отводится использованию пороговых значений показателей экономической безопасности, анализ которых свидетельствует о необходимости их пересмотра в сложившихся геоэкономических условиях, а также возможности их использования при формировании и реализации отраслевых планов мероприятий по импортозамещению. Приоритетным направлением в обеспечении экономической безопасности автор считает достижение сбалансированного развития промышленности как многоотраслевого комплекса на основе использования динамической модели межотраслевого межсекторного баланса, построенной на итеративной увязке в единую вертикально-интегрированную цепочку производства конечных промышленных продуктов по приоритетным направлениям.
Автор отмечает, что в Российской Федерации базовые принципы кластерной политики четко определены в концепции долгосрочного социально-экономического развития, которая стимулирует модернизацию экономики и реализацию конкурентных потенциалов регионов, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях. В Калужской области специализация научного персонала на ядерных технологиях дополнилась исследованиями в биологии, медицине, фармацевтике и обеспечила достижение результатов мирового уровня, объединенных категорией науки о жизни. Рассматривается работа по созданию и совершенствованию инновационных кластеров на территории Калужской области, в том числе кластеров в городе Обнинске в области фармацевтики, биотехнологии и биомедицины; ядерных технологий; авиационно-космических технологий, композиционных материалов и конструкций; информационных и коммуникационных технологий и др. Автор подчеркивает, что реализация кластерной политики в Калужской области осуществляется в тесном контакте с научно-образовательным сообществом и социумом, она является притягательной для представителей бизнеса и научно-образовательного сообщества и гарантирует решение социально-экономических проблем населения.
В статье проводится анализ программ восстановления экономики после Второй мировой войны в СССР и Европе, в Южной Корее (после Второй мировой и Корейской войн) и во Вьетнаме после войны 1954-1975 гг. При оценке ключевых характеристик этих программ во внимание принимаются временной период преобразований, характер ущерба экономике территории до принятия программного документа по ее восстановлению; меры государственного регулирования, применявшиеся в странах для реализации программы по восстановлению экономики; источники финансирования программ восстановления экономики; основные результаты программ восстановления экономики. Отмечается, что послевоенная программа развития экономики в СССР была направлена не только восстановление, но и на одновременное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Приоритетным направлением было восстановление черной металлургии и топливно-энергетической отрасли. В план восстановления и развития кроме пострадавших западных регионов были включены малонаселенные районы Дальнего Востока. Отмечается, что в программе восстановления экономики Европы значительное внимание уделялось устранению торговых барьеров, развитию и модернизации промышленности. В восстановлении экономики Южной Кореи существенную роль играла внешняя помощь, развитие системы образования, разработка и реализация стратегических проектов, в том числе в области технологического развития. Отличительной чертой программы восстановления экономики Вьетнама являлось синхронное проведение макроэкономической финансовой стабилизации и производственно-структурной политики, предполагавшей стимулирование всех форм частного предпринимательства в аграрном хозяйстве и сфере услуг.
Автор полагает, что в настоящее время России и другим евразийским странам требуется поиск внутренних резервов экономического роста и социального развития. Возникает важный вопрос о поиске внутренних альтернатив в большинстве стран Евразии. Население для развития экономики является самым простым и одновременно сложным направлением стимулирования экономического роста при усилении административной мотивации и регулирования. Поиск универсальных источников в этой сфере служит важным направлением для современных исследователей. Материал основан на экспертной оценке и общедоступных статистических данных. Одним из резервов социального развития является молодежное предпринимательство. Многосторонняя выгода этого направления для большинства стран Евразии очевидна: снижение социальной напряженности, рост занятости населения, увеличение доходов в бюджет стран на всех уровнях, формирование новых возможностей развития в обществе для молодых поколений. В статье рассматриваются традиционные и альтернативные варианты развития молодежного бизнеса, основанные на европейских, азиатских и универсальных ориентирах. К альтернативным ориентирам автор относит поиск новых форм виртуального предпринимательства; создание и развитие новых отраслей; расширение и развитие экономического образования в сфере предпринимательского дела.
Автор анализирует процессы формирования плацдарма международного милитаризма, охватывающий территории Украины, Польши, Румынии, прибалтийских республик, эпицентром и локомотивом которого в настоящее время является Украина. Обращается внимание на то, что националистические доктрины, легитимизирующие современный киевский режим, обладают изначально милитаризованным и экспансионистским характером. Рассматриваются субъективные и объективные факторы милитаризации постсоветской Украины и роль внешних акторов в этом процессе. Анализируются исторические предпосылки и факторы формирования современного украинского милитаризма. К таким условиям автор относит системный коллаборационизм объединений украинских автономистов и националистов и их лидеров. Обращается внимание на концентрацию и институционализацию сторонников националистических убеждений в составе различных парамилитарных группировок и вооруженных формирований, враждебных по отношению к России региональных и мировых держав. Отмечается, что опорным элементом внешней и внутренней политики постсоветской Украины выступает военно-политический экспансионизм. Резюмируется, что неспособность современной украинской государственности рационально распорядится советским политико-экономическим наследием предопределила конфликтогенность политического процесса в этой стране. Формулируются приоритетные направления борьбы с украинским милитаризмом, которые должны стать основной стратегии современной России на Евразийском пространстве.
Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях возрастания её роли в процессе межрегиональной интеграции. Широкомасштабное участие в системе мирохозяйственных отношений делает необходимым укрепление позиций России на международной арене. Это возможно лишь при наличии прочного социально-экономического фундамента в виде достаточно развитых и качественно взаимодействующих регионов. Основные направления формирования такого фундамента представлены через систему национальных интересов страны. В статье рассмотрены контрасты пространственного развития Российской Федерации в контексте ключевых вызовов и угроз национальной безопасности. Особый акцент сделан на специфику геостратегически значимых приграничных территорий, в частности, субъектов Российской Федерации, которые граничат со странами Евразийского экономического союза. На примере Омской и Новосибирской областей, которые возглавляются городами-миллионниками, раскрыты тенденции деформации внутрирегионального пространства: эффект «стягивания» населения в административные центры, «обезлюдения» сельской местности и т. п. Обозначены некоторые аспекты влияния тенденций пространственного развития на социально-экономическую устойчивость этих регионов и страны в целом как основу национальной безопасности и необходимость учёта данного фактора в стратегиях государственного развития.
В статье зафиксировано завершение перехода от секторального (национального) управления через региональное к глобальному управлению Арктикой и, как следствие, обострение противостояния англосаксонской и славянской цивилизаций в Арктическом стратегическом регионе; определены вызовы, угрозы и риски российского суверенитета, формируемые усилиями Объединенного Запада; определены современные отрицательные факторы, влияющие на формирование стратегий противодействия им в условиях СВО; выявлена необходимость корреляции стратегий государственного управления глобальной и региональной безопасностью с акцентом на Арктический стратегическом регион; проанализированы имеющиеся возможности противостояния англосаксонской гегемонии с учетом повышения активности масс в рамках парадигмы «четырехфазной амплитуды эгоэргоэкоритма «15+10+10+15» с помощью современных стратегий управления; раскрыта сущность западных стратегий управления в Арктике; представлен тематический контент-анализ стратегий управления в Арктике, в числе которых: стратегия преодоления геополитических барьеров, выстраиваемых Западом; стратегия оперативной адаптации государственной поддержки и отечественного законодательства к военным условиях жизнедеятельности страны; новая стратегия международного регионального партнерства; стратегия активизации участия в арктических проектах неарктических регионов страны; новая логистическая стратегия на всем протяжении Северного морского пути; новая арктическая стратегия развития телекоммуникаций и спутникового обеспечения; новая арктическая военная стратегия; раскрыты подходы отечественных и западных ученых и экспертов по проблемам управления; акцентировано внимание на активизацию в 2023 году действий НАТО на северо-восточном направлении, нацеленном на северо-западные рубежи России; раскрыты стратегии управления, оптимальные для обеспечения безопасности в Арктическом регионе.
Предмет статьи - политическая организация Архангельской области в постсоветский период (1990-2020). Автор верифицирует практику возникновения и проблемы деятельности партий, общественных объединений в эпоху демократизации России. В фокусе политологического изучения - связь советского опыта социальной активности с кристаллизацией политических приоритетов населения Европейского Севера РФ при замене монополии КПСС на политический плюрализм, предпосылки электорального интереса граждан к активистам возникающих партий (движений), уроки коммуникационного сотрудничества новых участников политической жизни региона. 30-летний опыт непосредственного организатора работы нескольких общественно-политических институтов региона Н. П. Залывского - один из компонентов предлагаемого политологического анализа. В нём оцениваются мотивы общественно-политической борьбы активных граждан за заметное место в публичном пространстве Европейского Севера. Автор стремится ввести в современный научный оборот факты (события) политической жизни региона, расширяющие представление о характере указанного периода местной истории. На примере истории интеграции в региональную политику организации «Поморское согласие», социал-демократических институтов показана трудная дорога к консолидации левоцентристских сил региона. Даётся креативная диагностика поведения политических конкурентов, причин изменения ими текущих предпочтений и затухания инициативной деятельности. При этом воссоздаются самобытные моменты взаимодействия с местными политическими активистами, известные автору по личному общению с ними.
В статье рассматриваются две концепции мирового развития - неолиберальная и консервативная. Неолиберальная концепция предлагает культурную унификацию людей, а также признает необходимым искусственное ограничение роста численности населения. Согласно консервативной концепции рост численности населения Земли должен снизиться естественным образом, ресурсы далеки от исчерпания, важнейшим фактором развития является разнообразие культур. Будущее человечества в значительной мере определяется соревнованием элит и идеологий. В этом контексте рассматриваются исторические процессы развития общества, общественного сознания и международных отношений. Сейчас исторические процессы в большей мере определяются соревнованием элит. Элиты - это группы населения, причастные к формированию государственной политики. Элиты стран Запада имеют тенденцию к превращению в определенную касту, изолированную от остального общества. Созданные институты для воспитания западных элит, то есть включения их в определенную систему ценностей, игнорирующих волю отдельного человека, суверенитет государств, пропагандируют отход от реальности в виде наркотиков и других «поставщиков грез», делают субъект управления обществом невидимым. Этому процессу надо противопоставить институты формирования собственных элит в рамках расширенного БРИКС. Здесь две основные проблемы - воспитание элит патриотических и обладающих надежным знанием. Дело в том, что для подготовки и принятия адекватных государственных решений стало недостаточно высшего и специализированного образования. Существующие институты и университеты не очень справляются с этой задачей, потому что и не ставят ее. В статье предложен адекватный, по мнению авторов, курс образования специально для формирования нового типа международных элит.
Автор анализирует национальный и зарубежный опыт использования образования в качестве инструмента для продвижения национальных интересов, опираясь на концептуальные положения теории «мягкой силы» Д. Ная. Рассматривается положительная практика России, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции, Франции и других государств как с позиции национального стратегического развития в целом, так и со стороны формирования и реализации тактических приемов выгодного позиционирования отдельных субъектов - университетов, их объединений, воплощенных примеров государственно-частного партнерства, территориальных образований. Принимается во внимание долгосрочный горизонт планирования с учетом важности имеющей место динамики международного взаимодействия. Сделаны выводы, согласно которым способность образования выполнять роль «мягкой силы» определяется рядом обстоятельств - его социальной ориентированностью и участием в межкультурной коммуникации, в формировании кадров нового поколения и духа товарищества, в обучении национальному языку и в приобщении к национальной культуре и др., а также тем, что академический престиж переносится на престиж государства. В целях повышения действенности образования в рассматриваемом аспекте автор признает необходимым развитие сетевого взаимодействия университетов и бизнес-организаций, повышение уровня привлекательности обучения для иностранных студентов, уменьшение дисбаланса лингвистических компетенций и включение системы образования в реализацию целей устойчивого развития.
В исследовании содержатся выводы из анализа исторической сущности армяно-азербайджанского конфликта. В рамках исследования определяются этапы, повлиявшие на природу этнополитического конфликта и столкновения двух стран. Исследованы как религиозные, так и политические аспекты конфликта, негативно влияющие на безопасность Российской Федерации. Историческая сущность таких конфликтов состоит в том, что отсутствие продуманной государственной политики в разрешении этнополитического конфликта и заблаговременных действий для разрешения споров приводит к разрушению государственности. В настоящее время итоги российской внешней политики на постсоветском пространстве можно назвать противоречивыми и деструктивными, характеризующимися возникновением этнополитических конфликтов между бывшими союзными республиками. Разрешить конфликтную ситуацию возможно только при помощи дипломатических усилий России, основанных на взаимном уважении культурных и социальных традиций двух народов.
Издательство
- Издательство
- УМЦ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1
- Юр. адрес
- 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1
- ФИО
- Слоботчиков Олег Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@uwc-i.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 2347720
- Сайт
- http://imc-i.ru/