ISSN 1994-1617 · EISSN 2413-4317
Языки: ru · en

Статья: Эмоционально-смысловой подход в групповой работе: неформальное общение молодых людей c РАС в проекте «Клуб (2024)

Читать онлайн

Актуальность и цель. Трудности адаптации и взаимодействия, пассивность в общении и другие черты, препятствующие социальной жизни, сохраняются у большинства взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках проекта «Клуб», созданного для свободного неформального общения людей с РАС в специально организованной среде, проводится длительное отслеживание катамнезов взрослых участников группы для определения их продвижения в социальной адаптации.

Методы и методики. Работа ведущих «Клуба» основана на эмоционально-смысловым подходе. За 20 лет существования клуба участвовали в проекте 22 человека с РАС; в настоящее время участникам от 16-ти до 38- ми лет. В еженедельных встречах в адаптированном безопасном пространстве организовано взаимодействие молодых людей с РАС со сверстниками в разных видах деятельности, общей беседе, при обмене новостями. Формат общения — очный и дистанционный. Динамика развития членов клуба отслеживается через фиксацию результатов наблюдения, бесед с ними и с их близкими, а также путем анализа рабочих видеозаписей разных лет. Функции специалистов, ведущих встречи: модерация беседы, контроль за выполнением правил и состоянием каждого участника, стимулирование их интереса и эмоциональной включенности в общение.

Результаты. Положительная динамика во взаимодействии участников группы выражается в усилении их доброжелательного внимания друг к другу и взаимной поддержки. При этом отмечается остающаяся в целом пассивность в общении, слабость спонтанного взаимодействия между членами группы.

Выводы. Психологическое развитие человека с РАС в благоприятных условиях возможно и во взрослых возрастных периодах. Для этого необходима специально организованная среда. Развивающий потенциал организованного неформального общения был бы существенно выше при условии начала этой работы в младшем школьном возрасте ребенка. Специфика деятельности ведущих «Клуба» связана с необходимостью слаженной работы, а также с дозированным обращением к собственным переживаниям и опыту в процессе неформального общения. Приведенные в статье примеры работы в клубе имеют практическое значение для специалистов, работающих с РАС.

Ключевые фразы: молодые люди с рас, групповая работа, проект «клуб», эмоционально-смысловой подход, совместная осмысленная деятельность, неформальное общение, адаптированная среда, навыки социального взаимодействия
Автор (ы): Костин Игорь Анатольевич
Журнал: АУТИЗМ И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
61. Медицина. Охрана здоровья. Пожарное дело
Для цитирования:
КОСТИН И. А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ C РАС В ПРОЕКТЕ «КЛУБ // АУТИЗМ И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ. 2024. № S2, ТОМ 22
Текстовый фрагмент статьи