Актуальность и цель. Трудности адаптации и взаимодействия, пассивность в общении и другие черты, препятствующие социальной жизни, сохраняются у большинства взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках проекта «Клуб», созданного для свободного неформального общения людей с РАС в специально организованной среде, проводится длительное отслеживание катамнезов взрослых участников группы для определения их продвижения в социальной адаптации.
Методы и методики. Работа ведущих «Клуба» основана на эмоционально-смысловым подходе. За 20 лет существования клуба участвовали в проекте 22 человека с РАС; в настоящее время участникам от 16-ти до 38- ми лет. В еженедельных встречах в адаптированном безопасном пространстве организовано взаимодействие молодых людей с РАС со сверстниками в разных видах деятельности, общей беседе, при обмене новостями. Формат общения — очный и дистанционный. Динамика развития членов клуба отслеживается через фиксацию результатов наблюдения, бесед с ними и с их близкими, а также путем анализа рабочих видеозаписей разных лет. Функции специалистов, ведущих встречи: модерация беседы, контроль за выполнением правил и состоянием каждого участника, стимулирование их интереса и эмоциональной включенности в общение.
Результаты. Положительная динамика во взаимодействии участников группы выражается в усилении их доброжелательного внимания друг к другу и взаимной поддержки. При этом отмечается остающаяся в целом пассивность в общении, слабость спонтанного взаимодействия между членами группы.
Выводы. Психологическое развитие человека с РАС в благоприятных условиях возможно и во взрослых возрастных периодах. Для этого необходима специально организованная среда. Развивающий потенциал организованного неформального общения был бы существенно выше при условии начала этой работы в младшем школьном возрасте ребенка. Специфика деятельности ведущих «Клуба» связана с необходимостью слаженной работы, а также с дозированным обращением к собственным переживаниям и опыту в процессе неформального общения. Приведенные в статье примеры работы в клубе имеют практическое значение для специалистов, работающих с РАС.
Идентификаторы и классификаторы
Представление о пожизненном характере расстройств аутистического спектра в сообществе специалистов — сторонников разных подходов стало аксиомой. Это зафиксировано и в официальных документах [6; 7]. Даже при хорошей в целом динамике социального и психологического развития выросшие люди с аутизмом по-прежнему испытывают трудности социальной адаптации. В частности, они остаются уязвимы во множестве жизненных ситуаций, в которых нужны: точная интерпретация различных социальных сигналов, целостное понимание нюансов взаимодействия, гибкое установление оптимальной дистанции в общении, быстрая адаптация к непредсказуемым внешним изменениям, устойчивость при переживании неудач.
Список литературы
1. Авакян Т.В., Константинова И.С. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной программе // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 3. С. 27—36. DOI:10.17759/autdd.2023210303
2. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / отв. ред. О.С. Никольская. Москва: Юрайт, 2022. 295 с. ISBN 978-5-534-15647-8.
3. Большаков Н.В., Понкратова Ю.А. Формирование базовых представлений о коммуникации и способах передачи информации у подростков и молодых взрослых с РАС в рамках музейной программы «Скрыто? Открыто!» // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 61—70. DOI:10.17759/autdd.2023210407
4. Быстрова Ю.А., Бражникова А.Н., Карпенкова И.В. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 52—60. DOI:10.17759/autdd.2023210406
5. Воротыло Н.В., Смирнова Ю.М. Особенности саомовосприятия у подростков с расстройствами аутистического спектра // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 170—177. DOI:1 0.52772/25420291_2021_4_177
6. Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра: [Клинический отчет] [Электронный ресурс] / Американская академия педиатрии. [Москва]: Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход», 2020. 116 с. URL: https://outfund.ru/pediatry-vsex-stran-obedinyajtes/ (дата обращения: 08.03.2024).
7. Клинические рекомендации: Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения РФ. [Москва], 2022. 102 с. URL: https://legalacts.ru/doc/klinicheskie rekomendatsii-rasstroistvaautisticheskogo- spektra-utv-minzdravom-rossii/ (дата обращения: 08.03.2024).
8. Косевска А. Личность психотерапевта // Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. Москва: Медицина, 1990. С. 172—181. ISBN 5-225-00505-5.
9. Костин И.А. Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 28.12.2015. № 23. С. 72—92. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/organizacziya-neformalnogo-obshheniya-podrostkov-i-vzroslyix-sposledstviyami- detskogo-autizma (дата обращения: 08.03.2024).
10. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография. Москва: Теревинф, 2018. 144 с. ISBN 978-5-4212-0460-2.
11. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и нарушения развития. 2007. Т. 5. № 2. С. 1—9.
12. Медведовская Т.А, Сударикова М.А. Опыт групповой коррекционной работы с детьми с высокофункциональным аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2008. Т. 6. № 2. С. 1—21.
13. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38. DOI:10.17759/autdd.2016140406
14. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2015. № 6. С. 17—26.
15. Сергиенко А.И., Лукина А.Н. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 46—52. DOI:10.17759/autdd.2022200305
16. Стейнберг А.С., Восков А.Л. Деятельность группы поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера в России // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 55—62. DOI:10.17759/autdd.2020180208
17. Стейнберг А.С., Восков А.Л., Клевцова Е.М. Социокультурная интеграция взрослых людей с аутизмом в рамках проекта «12ММ!» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 36—42. DOI:10.17759/autdd.2022200205
18. Таубман М., Лиф Р., Макэкен Д. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа: Учебные программы / Под общ. ред. Кузьмицкой М.С. Москва: ИП Толкачев, 2018. 448 с. ISBN 978-5-9907565-8-8.
19. Denworth L. Where communication breaks down for people with autism [Электронный ресурс] // The Transmitter.
18 April 2018. URL: https://www.thetransmitter.org/spectrum/communication-breaks-people-autism (дата обращения: 03.06.2024). DOI:10.53053/JUWQ1789
20. Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read: A practical guide for teachers and parents. Oxford: Wiley, 1999. 304 p. ISBN 978-0-471-97623-3.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность и цель. Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) плохо владеют интравербальными навыками, что особенно затрудняет у них коммуникацию, поскольку при дефиците навыков они выглядят не заинтересованными в общении. В группе подростков с РАС проведена работа по исследованию уровня развития интеллекта и адаптивных навыков с целью разработки комплексной программы развития интравербальных навыков для дальнейшей социализации и повышения самостоятельности. Работа проводилась в три этапа: диагностический, составление программы, развитие интравербальных навыков.
Методы и методики. В исследовании участвовали 9 подростков (3 девочки и 6 мальчиков) в возрасте 11—13-ти лет с диагностированными РАС. На диагностическом этапе оценивался уровень интеллектуального развития по детскому варианту Теста Векслера и Международной шкале продуктивности Leiter-3. Адаптивное функционирование оценивалось по шкале адаптивного поведения Вайнленд. При определении количества инициатив к общению использовался метод наблюдения с фиксацией данных в листах сбора информации. Программа групповых занятий, составленная на основе результатов диагностики участников, включала практики с доказанной эффективностью: методы визуальной поддержки, видеомоделирование, социальные истории.
Результаты. Исследования интеллектуального развития выявили различия уровня интеллекта у участников группы: 3 человека имеют уровень возрастной нормы, 4 — пограничный уровень, 2 — снижение интеллектуального уровня. При этом данные по шкале адаптивного поведения Вайнленд у всех 9 участников исследования ниже возрастной нормы (комплексный итоговый показатель не превысил 75 баллов), в первую очередь, за счет нарушений в сфере социализации. Это подтверждает наличие трудностей в коммуникации у подростков с РАС вне зависимости от уровня интеллектуального развития. Выявленные общие особенности и индивидуальные результаты участников были использованы для разработки комплексной программы групповых занятий по формированию интравербальных навыков у подростков. На проводившихся занятиях учитывались имеющиеся дефициты: трудности поддержания внимания при общении, понимания переносного значения слов, распознавания мимики и жестов, а также чрезмерная склонность к монологу.
Выводы. Полученные диагностические данные и результаты наблюдения за каждым участником исследования положены в основу пилотной комплексной программы групповых занятий, направленных на развитие интравербальных навыков. Планируется повторное тестирование для сравнения изменений по основным сферам жизнедеятельности у всех участников группы.
Актуальность и цель. В коррекционной работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на первый план выходит развитие самостоятельности. Определялись факторы, обуславливающие успешность формирования навыков саморегуляции и самостоятельности у подростков с ОВЗ на музыкальных занятиях группы предпрофессиональной ориентации и социализации в Центре лечебной педагогики (ЦЛП).
Методы и методики. На основе индивидуального и средового подхода формировалась среда для развития и воспитания детей. Состояние каждого подростка оценивалось дважды в год. Использовались: включенное наблюдение за поведением и деятельностью, проводилось нейропсихологическое и логопедическое обследование. Результаты фиксировались в Карте динамического наблюдения на основе «Portage Guide to Early Education», включающей разделы: социальная ситуация, эмоциональный контакт, игровая деятельность, особенности поведения и взаимодействия, двигательные навыки, сенсорная сфера, речь и коммуникация, познавательные способности, навыки самообслуживания. Навыки самостоятельности оценивались по адаптированной шкале I. C. A. N. (навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, умение обращаться с деньгами, навыки общения с окружающими, использование средств связи, представления о времени, общие профессиональные навыки). Участники — 11 подростков (5 девочек, 6 мальчиков) 10—15-ти лет с различными нарушениями развития, посещавшие группу предпрофессиональной ориентации и социализации. Музыкальные занятия проводились еженедельно в групповом формате.
Результаты. После года посещения группы зафиксированы позитивные изменения у участников: повышение активности, самостоятельности, усиление самоконтроля и др. Выделен и подробно описан ряд факторов, обусловивших положительную динамику: обеспечение доступного способа коммуникации, индивидуальный подход к организации занятия, к формированию репертуара, продуманная организация взаимодействия между участниками, пространственно-временная организация среды, разнообразие музыкального и поведенческого репертуара.
Выводы. Музыкальные занятия, проводимые на основе индивидуального и средового подходов с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), позволяют включать подростков с нарушениями развития в процесс общей музыкальной деятельности и оказывают позитивное влияние на развитие возможностей регуляции поведения, рост активности и самостоятельности.
Актуальность и цель. Коррекционные программы для детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто направлены на научение социально-бытовым навыкам, и ценность эмоционального обмена нередко остается вне фокуса внимания педагогов. Вместе с тем переживаемые молодыми людьми с РАС депрессивные состояния зачастую объясняются отсутствием социальной мотивации. Представлена работа по оценке эффективности коммуникативного тренинга как безопасного пространства для эмоционального обмена.
Методы и методики. В основе тренинга лежит представление об общении как о сложном процессе взаимодействия, на динамику которого влияет опыт выстраивания отношений мать — дитя, ребенок — семья, ребенок — школа и т. п. Тренинг предусматривает проработку каждого из уровней взаимодействия. Его эффективность проверялась с помощью формирующего эксперимента, нацеленного на диагностику изменений в коммуникации у молодых людей с РАС. В экспериментальную выборку включили 25 человек c РАС в возрасте от 20-ти до 25-ти лет (M = 22,7; SD = 1,7) по 5 в каждой группе. В контрольной выборке были также 25 человек от 21-го до 25-ти лет (M = 23,3; SD = 1,43). Все участники мужского пола. Для первичного и контрольного срезов были разработаны единицы наблюдения: частота нарушения социальных норм, количество завершенных коммуникативных актов и частота проявлений социального стресса. Для статистической обработки применялись U-критерий Манна-Уитни и W-критерий Вилкоксона.
Результаты. С помощью W-критерия Вилкоксона доказана эффективность воздействия коммуникативного тренинга на экспериментальную группу: нарушение социальных норм (W = 325; p ≤ 0,01; d = 2,04), завершенные коммуникативные акты (W = 115; p ≤ 0,01; d = 0,89), социальный стресс (W = 244; p ≤ 0,01; d = 1,04). С помощью U-критерия Манна-Уитни доказаны существенные различия в показателях эффективности тренинга в контрольной и экспериментальной группах: нарушение социальных норм (U = 615; p ≤ 0,01; d = 3,24), завершенные коммуникативные акты (U = 184,5; p ≤ 0,01; d = 0,86), социальный стресс (U = 453,5; p ≤ 0,01; d = 0,93).
Выводы. Последовательная проработка переживаний на уровне мать — дитя, ребенок — семья, ребенок — школа и т. п. на коммуникативных тренингах показала себя как эффективный способ развития коммуникативных навыков у молодых людей с РАС. В перспективе необходимо проверить длительность эффекта после окончания тренинга, а также перенос полученных навыков на другие сферы жизни.
Актуальность и цель. Диагностическое обследование лиц, имеющих психические нарушения и не использующих речь как основное средство коммуникации, тесно связано с оценкой возможностей их участия в опросе (коммуникативных, социальных, познавательных), в том числе их готовности к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Для оценки возможностей и формирования коммуникативной включенности респондентов проведена исследовательская работа по подбору средств АДК на этапе подготовки к диагностическому опросу, выявляющему степень их самостоятельности и нуждаемости в сопровождении.
Методы и методики. В исследовании участвовали 50 респондентов в возрасте от 17-ти до 58-ми лет с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического и шизофренического спектров, проживающие в психоневрологических интернатах (ПНИ). Их психическое состояние и специфика нарушений речи различаются. Для решения задач исследования выбран метод кейсов. Помимо средств АДК и наглядности, использовались направленное наблюдение, обучающая игровая ситуация, выполнение практических заданий. Результаты фиксировались как описания случаев.
Результаты. Подобраны вспомогательные материалы, необходимые для успешного проведения подготовительного этапа опроса: предметы, изображения, символы. Сформулированы задачи подготовительного этапа: объяснение целей опроса, получение согласия, определение доступных способов коммуникации, обеспечение коммуникативной поддержки, обучение использованию коммуникативных символов. Выявлено, что благодаря индивидуальному дифференцированному подходу метод кейсов эффективен при решении задач подготовительного этапа опроса и обеспечения непосредственного участия респондентов в обследовании.
Выводы. Непосредственное участие в диагностическом опросе респондентов с психическими расстройствами, не использующих речь как основное средство коммуникации, может быть обеспечено с помощью организации подготовительного этапа опроса. В ходе этого этапа были подобраны оптимальные для каждого респондента средства АДК и наглядности, использованы дополнительные возможности обучения новым средствам АДК. В итоге подготовлены рекомендации для ПНИ по их дальнейшей работе с респондентами — участниками опроса, успешность применения которых необходимо проверить.
Актуальность и цель. Диагностика аутистических расстройств во взрослом возрасте имеет неоспоримое значение ввиду возможной стертости проявлений их мягких вариантов в детстве. У вовремя не диагностированных взрослых имеется целый ряд особенностей неясного генеза, затрудняющих их функционирование в социуме. В амбулаторной психиатрической практике появился новый феномен: взрослые люди, проведя самодиагностику, обращаются за подтверждением наличия у них диагноза синдрома Аспергера (СА). Исследовались клинические и психологические аспекты самодиагностики СА взрослыми пациентами.
Методы и методики. Использовались: клиническая беседа, полуструктурированное интервью, качественный контент-анализ высказываний и интернет-отзывов о враче; методы: экспериментально-психологический (методика «Исключение предметов») и статистический — точный критерий Фишера. Обследован 21 пациент (10 мужчин и 11 женщин).
Результаты. Диагноз СА был подтвержден у меньшинства обращавшихся (4 чел., 19,1%). У остальных пациентов были диагностированы: шизотипическое расстройство (ШтР) (8 чел., 38,1%) и личностные расстройства. Выявлены различия в представленности жалоб и особенностей психического статуса между группой СА и группами ШтР, шизоидного расстройства личности (ШРЛ) и личностных расстройств. Некоторые симптомы аутизма аггравировались пациентами. Обсуждаются возможные психологические защиты, способствующие самодиагностике СА. Выявлена роль семантического критерия в диагностических предпочтениях пациентов и значение широкого и нередко искаженного освещения СА средствами массовой информации в противовес другим расстройствам.
Выводы. Самодиагностика СА в ряде случаев оказалась эффективной. Тем не менее, наиболее представленным среди обращавшихся был диагноз ШтР. Характерными для СА оказались субкататонические расстройства. Широко представленные в интернет-ресурсах проблемы людей с СА выступали в качестве характерных жалоб у пациентов с ШРЛ, ШтР и нарциссического личностного расстройства (НРЛ), тогда как в группе СА они были представлены в меньшей степени. Заинтересованность в диагнозе СА объяснялась чаще всего проблемами самооценки и мифами о психических расстройствах, не полностью соответствующими действительности. В самодиагностике СА существенную роль играло предпочтение диагноза по семантическому принципу. В дальнейшем предполагается продолжить исследование на большем числе наблюдений.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/