В статье рассматриваются основные подходы и проблемы определения правового режима территорий Арктического региона: общие положения, принципы установления юрисдикции государств, источники и режимы нормативно-правового регулирования. Секторальный и конвенционный подходы размежевания арктических пространств рассмотрены в их развитии и нарастающем противоречии. Рассмотрены особенности национальной политики арктических государств на примере Норвегии и России, а также особенности международно-правового сотрудничества в Арктике России с Евросоюзом и НАТО в условиях антироссийской санкционной политики.
Идентификаторы и классификаторы
Арктика, в русской традиции Заполярье, Крайний Север, – уникальный регион, расположенный в самом северном полушарии Земли. Арктика представляет собой территорию вокруг Северного полюса, куда входит почти весь Северный Ледовитый океан, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и полярные регионы Северной Америки и Евразии.
Список литературы
1. Фаузер В. В., Смирнов А. В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. 2018. № 3 (31). С. 6-22. EDN: YMCFMT
2. Арктическое право: учебник для вузов / отв. ред. П. Н. Бирюков. М.: Юрайт, 2020. 218 с.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, Montego Bay, 10 дек. 1982 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3-168.
4. Конвенция о международной гражданской авиации, г. Чикаго 07.12.1944 (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // https://www.law.ru/npd/doc/docid/85705/modid/97 (дата обращения: 14.04.2024).
5. Соглашение о сохранении белых медведей, Осло, 10.11.1973 г. // https://polarbearagreement.org/resources/agreement/the-1973-agreement-on-the-con servation-of-polar-bears (дата обращения: 14.04.2024).
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя от 16.10.2000 // Бюллетень международных договоров. 2007. № 12. С. 65.
7. Быковский В. К. Правовой режим Арктики в контексте IV международного арктического форума “Арктика - территория диалога” // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 100-108. EDN: ZCIRVB
8. Жудро И. С. О применимости секторального принципа к разграничению дна Северного Ледовитого океана // Государство и право. 2020. № 3. С. 152-162. EDN: ZGBRUW
9. Гутенев М. Ю., Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктический вектор Норвегии: преемственность и новации // Современная Европа. 2019. № 4. С. 108-119. EDN: MNYROD
10. Еремина Н. В. Арктическая политика Европейского союза: задачи и проблемы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 4. С. 30-39. EDN: VBCHPI
11. Европейский Союз и Арктический регион. Сообщение Комиссии Европейскому Парламенту и Совету. Брюссель, 20 ноября 2008 г. // Communication from the Commission to the European Parliament and the Council of the European Union and the Arctic region Brussels, 20.11.2008 COM(2008) 763 final. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/com_08_763_en.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
12. Интегрированная политика Европейского Союза в Арктике. Совместное сообщение Европейскому парламенту и Совету. Брюссель, 27 апреля 2016 г. // Joint communication to European Parliament and the Council. An integrated European Union policy for the Arctic Brussels, 27.4.2016 JOIN(2016) 21 final. URL: https://csef.ru/media/articles/6785/9b888541f5d18464dba71402cf6a2ca9.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
13. Горбунова О. А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа // Вестник Евразийской науки. 2018. № 2. С. 43-48. EDN: XSDEDR
14. Микаэлян Р. С. Правовое регулирование деятельности в Арктике с учетом санкционного фактора // “Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2020. № 2. С. 5-12. EDN: MIZIIS
15. Еремина Н. В. Арктическая повестка Европейского союза: проблемы и перспективы // Россия: общество, политика, история. 2022. № 4 (4) / ноябрь. С. 84-101. EDN: OFBCSE
16. Заседание коллегии Министерства обороны. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 18.12.2018. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59431 (дата обращения: 14.04.2024).
17. Еремина Н. В. Арктическая повестка Европейского союза: проблемы и перспективы // Россия: общество, политика, история. 2022. № 4, ноябрь. С. 84-101. EDN: OFBCSE
18. Лексин В. Н., Порфирьев Б.Н. Уникальность российской Арктики как объекта государственного управления // Вестник института мировых цивилизаций. 2021. № 3. С. 71-80. EDN: UELJSZ
19. Журавель В. П. Проблема освоения Арктики в условиях санкционного давления на Россию // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 2. С. 32-40. EDN: YQWLHY
20. Карцхия А. А., Сергин М. Ю., Макаренко Г. И. Новые элементы национальной безопасности: национальный и международный аспект // Вопросы кибербезопасности. 2020. № 6 (40). С. 72-82. EDN: XSMJGY
21. Баттахов П. П. Особенности правового регулирования в современной Арктике // Экономические исследования и разработки. 2020. № 11. С. 41-48. EDN: INQDZV
22. Авхадеев В. Р. Многосторонние международные соглашения, регулирующие правовой режим Арктики // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 135-142. EDN: VKFZRV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию одного из важнейших вопросов правового положения детей-мигрантов в Российской Федерации - авторами проведена теоретическая оценка системы обеспечения права детей-мигрантов на жизнь и охрану здоровья. Авторы обосновывают, что обеспечиваемое право не может и не должно зависеть от того, какой непосредственный правовой статус у ребенка-мигранта: ребенок с гражданством иностранного государства, родители которого являются иностранными гражданами; ребенок с российским гражданством, один из родителей которого является иностранным гражданином; ребенок с гражданством иностранного государства, родители которого являются иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Рассматривается целый комплекс существующих объективных затруднений для надлежащей реализации и обеспечения права на жизнь и охрану здоровья ребенка-мигранта.
Современная система здравоохранения России переживает очередную потребность реформирования. В настоящее время мы наблюдаем столкновение парадигм охраны здоровья, которое можно обозначить как «Семашко vs Всемирный банк», что обусловило определенные проблемы управления и правового регулирования данного сектора экономики. Авторами предпринята попытка определить основу правовой регламентации возмездного оказания стоматологических услуг и определить основные лакуны, а также обозначить перспективы их преодоления. Анализ правового регулирования оказания платных стоматологических услуг позволяет выделить ключевые направления совершенствования правовых средств регулирования возмездного оказания стоматологических услуг: создание специализированного нормативного регулирования платных стоматологических услуг; создание специализированного индивидуально-правового регулирования услуг в практической стоматологии; формирование системы процессуально-правовых механизмов досудебного урегулирования споров; введение института страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Авторами проведена теоретическая оценка системы обеспечения права детей-мигрантов на образование. Рассмотрены меры, оказывающие существенное благоприятное влияние на реализацию рассматриваемого права: формирование у мигрантов мотива связать навсегда свое будущее с Россией; активизация работы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; расширение практики оказания педагогической, психологической и социальной помощи детям мигрантов, осуществляемой на базе образовательных организаций, утрата формализма оказания такой помощи, повышение ее качества. В статье подвергнуты анализу основы правового и социального сопровождения ребенка-мигранта в образовательной среде.
В статье рассматриваются изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации, осуществленные законодателем в 2024 г. Автор делает вывод, что ужесточение контроля над внешней миграцией, прежде всего нелегальной миграцией, определило вектор развития российского публичного права и привело к расширению компетенции органов внутренних дел. Обеспечение миграционных прав в современных условиях корректируется в соответствии с требованиями сохранения национальной безопасности и предотвращения криминализации общества.
Статья посвящена вопросам повышения эффективности административной ответственности в правоприменительной практике. Отмечается, что традиционные методы воздействия на правонарушителей нередко оказываются недостаточно результативными, что обусловливает необходимость пересмотра законодательства в области административной ответственности. Цель исследования - анализ факторов, влияющих на результативность мер административного воздействия, и выработка инновационных решений для их оптимизации. Предлагается комплексный подход, включающий профилактические меры, воспитательные действия и обеспечение соразмерности наказаний.
В статье уточняются вопросы доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Детально рассматриваются возникающие сложности при выявлении и расследовании административных правонарушений с подробным перечислением проблем.
Статья посвящена анализу административно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Беларусь в условиях глобализации. В ней рассмотрены ключевые этапы развития миграционного законодательства, начиная с 1990-х годов, включая законы о гражданстве, въезде и выезде граждан, правовом положении иностранных граждан и регулировании трудовой миграции. Особое внимание уделено последним изменениям в законодательстве, направленным на упрощение легальной миграции и усиление борьбы с незаконной миграцией. В статье предлагаются инициативы по созданию единой электронной платформы для мониторинга миграционных потоков, внедрению мобильных приложений для упрощения административных процедур и стимулирования возвратной миграции квалифицированных специалистов. Отмечается важность дальнейшего совершенствования национальной миграционной политики и усиления международного сотрудничества для обеспечения безопасности и стабильности в стране.
В статье представлена характеристика нормативно-правовой базы государственной политики РФ в сфере межнациональных отношений, основные этапы ее становления и развития. Кратко изложены основные цели, этапы, приоритеты и направления реализации политики на государственном и муниципальном уровнях. Проведен анализ законодательства в отношении гражданства, правового положения соотечественников за рубежом. Рассмотрены проблемы национально-культурных автономий.
В статье рассматривается ряд правовых проблем, связанных с реализацией миграционной политики. Анализируется опыт Санкт-Петербурга. Автор анализирует имеющиеся исследования по проблеме, обращается к практике работы органов государственной власти и общественных организаций. Выявляет комплекс проблем, связанных с миграцией, предлагает меры по их устранению.
Статья посвящена анализу фикции как уникального юридического феномена. В ней приведены этапы становления и развития теории юридических фикций, прослежены научные подходы к интерпретации природы и сущности юридических фикций. Автор обращает внимание на многообразие свойств (граней) рассматриваемого феномена, которые он проявляет на различных этапах механизма правового регулирования, и делает вывод о его многоликости, динамичности и огромном регулятивном потенциале. Выделяются специфические признаки юридических фикций, анализируются подходы к классификации юридических фикций. Выявляется роль юридических фикций в механизме правового регулирования.
Статья посвящена особенностям российской модели формы правления, рассмотрены классические подходы к определению российской модели формы правления, проверен анализ между президентской, полупрезидентской и суперпрезидентской республиками и дана критическая оценка каждого из видов.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО "СЮА"
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 192012, Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, дом 114, лит. А.
- Юр. адрес
- 192012, Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, дом 114, лит. А.
- ФИО
- Зыбина Ольга Станиславовна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektorat@jurac.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3800047
- Сайт
- https://jurac.ru/