Цель. Изучить связь между формами патриотизма и стратегиями семейного воспитания современной молодёжи.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ специфики связи между стратегиями семейного воспитания и формами патриотизма с использованием опроса и статистико-математического инструментария.
Результаты. Проведённый эмпирический анализ заявленной проблемы показал, что в формировании конструктивного патриотизма главную роль играет демократический стиль воспитания, а экстраверсия, спонтанность и ригидность выступают в качестве ведущих свойств личности, тогда как в основе формирования слепого патриотизма превалирует тревожность как свойство личности и авторитарный стиль воспитания.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что полученные результаты расширяют границы понимания формирования основ патриотизма как одной из форм нормативного поведения личности в рамках существующих подходов исследования ценностно-мотивационной сферы в психологии.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5105-2024-4-64-81
Интерпретация патриотизма в современных реалиях осложняется, прежде всего, тем, что наблюдается трансформация идеологических ассоциаций, присущих данному понятию. Вследствие чего возникает острая необходимость в обоснованном научном разборе понятия «патриотизм». При анализе патриотизма как социально-психологического и культурно-исторического феномена в современной научной литературе делается акцент не только на его понимании с позиций проявления любви и привязанности к своей нации, но и на его эмоциональной, культурной, идеологической динамике, что способствует значительно более глубокому и всестороннему пониманию его роли в современном мире.
Список литературы
1. Бочарников И . В . Патриотизм современной российской молодёжи: концептуальные основания и технологии воспитания . М .: Альфа-М, 2013 . 144с .
2. Гордякова О . В ., Лебедев А . Н . Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования: ежегодник . 2017 . С . 307-327.
3. Григорьев Д . С . От патриотизма к политическому тоталитаризму: роль коллективного нарциссизма // Национальный психологический журнал . 2020 . №3 (39) . С . 48-60 . https://doi.org/10.11621/npj.2020.0404.
4. Григорьева Е . В ., Хакимова Н . Р ., Левченко А . П . Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2017 . №4 (28) . С . 201-208.
5. Журавлев А . Л ., Юревич А . В . Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал . 2016 . Т . 37 . №3 . С . 88-98 .
6. Игнатенко А . Н ., Сакун С . А . Патриотизм истинный и псевдопатриотизм // Инновационная наука . 2022 . №2-1 . С . 64-68.
7. Ипполитова Н . В, Качалова Л . П ., Перерва О . Ю . Профессиональный патриотизм в структуре общей его классификации // Мир науки, культуры, образования . 2022 . №2 (93) . С . 209-212 . https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-209-212.
8. Кравченко В . А . Патриотизм как одна из форм самоидентификации личности в России // Культурная жизнь Юга России . 2015 . №4 (59) . С . 42-46.
9. Лимонцева Г . В . Взаимосвязь ценности патриотизма с личностными характеристиками студенческой молодёжи // Baikal Research Journal . 2017 . №3 . URL: http://brj-bguep.ru (дата обращения: 02 .05 .2024).
10. Потёмкин А . В . Социально-психологические факторы становления патриотизма в процессе социализации личности // Сибирский педагогический журнал . 2009 . №1 . С . 242-248 .
11. Семенкова С . Н . Влияние психологических факторов на проявление патриотизма // Актуальные вопросы современной науки . 2015 . №42 . С . 139-148.
12. Шнейдер Л . Б . Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания . 2018 . №3 . С . 101-112.
13. Юревич А . В . Психологическая многогранность патриотизма // Психологический журнал . 2018 . №6 (39) . C . 86-94 .
14. Calhoun C . J . Imagining Solidarity: Cosmopolitanism, Constitutional Patriotism, and the Public Sphere // Public Culture . 2002 . №14 (1) . P . 147-171 . https://doi.org/10.1215/08992363-14-1-147.
15. Cichocka A ., Cislak A . Nationalism as collective narcissism // Current Opinion in Behavioral Sciences . 2020 . №34 . P . 69-74 . https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2019.12.013.
16. Golec de Zavala A ., Federico C . M ., Sedikides C . Low self-esteem predicts out-group derogation via collective narcissism, but this relationship is obscured by in-group satisfaction // Journal of Personality and Social Psychology . 2020 . №119 (3) . P . 741-764 . https://doi.org/10.1037/pspp0000260.
17. Huddy L ., Khatib N . American patriotism, national identity, and political involvement // American Journal of Political Science . 2007 . №1 (51) . P . 63-77.
18. Livi S ., Leone L ., Falgares G ., Lombardo F . Values, Ideological Attitudes and Patriotism // Personality and Individual Differences . 2014 . №64 . P . 141-146.
19. Papastephanou M . Inward and outward patriotism // Review of European Studies . 2013 . №5 . P . 20-32 . https://doi.org/10.5539/res.v5n2p2.
20. Schatz R .T . A review and integration of research on blind and constructive patriotism // Handbook of Patriotism . 2020 . P . 613-633 . https://doi.org/10.1007/978-3-319-54484-7_30 .
21. Westheimer J . Politics and Patriotism in Education // Phi Delta Kappan . 2006 . №87 (8) . P . 608-620 . https://doi.org/10.1177/003172170608700817.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Изучить особенности проявления психологического благополучия и удовлетворённости трудом при традиционной и прекарной (неустойчивой) формах занятости с учётом стажа работы. Процедура и методы. Проводилось сравнение результатов диагностики двух групп: респондентов с традиционной формой занятости (осуществляющих деятельность по трудовому договору) и респондентов с прекарными формами занятости (самозанятые, фрилансеры и т. д.) со стажем работы до пяти и более пяти лет. Диагностическим инструментарием выступили методики К. Риффа «Шкалы психологического благополучия» в адаптации Н. Н. Лепешинского и А. В. Батаршева «Интегральная удовлетворённость трудом». Полученные данные проверялись на значимость различий с помощью U-критерия Манна–Уитни. Результаты. Были получены статистически достоверные различия проявлений психологического благополучия у респондентов с различными формами занятости. Лица с прекарными формами занятости имеют более низкие показатели по автономии, управлению окружающей средой, личностному росту, самопринятию, удовлетворённости условиями труда. С увеличением стажа работы разница в уровне психологического благополучия и удовлетворённости трудом становится менее существенной. Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулированы рекомендации для специалистов прекарных форм занятости с разным стажем работы с точки зрения повышения удовлетворённости трудом и ощущения психологического благополучия.
Цель. Сравнить личностные свойства специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом.
Процедура и методы. Исследование проводили в 2023 г. в ГБУ «Система 112» г. Москвы. Его основное содержание составляет сравнительный анализ личностных особенностей специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом. Использовались методики: «Интегральная удовлетворённость трудом», тест Холланда в модификации Г. В. Резапкиной, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ-2), «Методики исследования самоотношения (МИС)», «Социально-профессиональная востребованность личности» (СПВЛ). Результаты. Разный уровень удовлетворённости трудом специалистов не связан с их социально-демографическими данными и обусловлен различиями их личностных особенностей и ценностно-смысловой направленности: степенью дифференциации профессиональной направленности, уровнем значимости учебной и профессиональной жизни, потребностью в саморазвитии, достижениях, духовном удовлетворении и уровнем личностного благополучия. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в дополнении теоретических представлений о взаимосвязи удовлетворённости трудом и ряда личностных характеристик, возможности использования полученных данных для профотбора специалистов помогающего профиля.
Цель. Разработать и обосновать модель личностно-профессионального профиля сотрудника полиции.
Процедура и методы. Основным методом исследования является контент-анализ. Произведён обобщающий анализ содержания работ различных авторов, направленных на изучение проблемы формирования личности сотрудника полиции. Модель личностно-профессионального профиля сотрудника полиции разработана при помощи метода моделирования.
Результаты. Проанализированы различные теории и подходы к изучению личностно-профессионального становления сотрудника полиции. Определены значимые качества личности данной категории, необходимые для их профессиональной деятельности. Разработана и обоснована модель профиля сотрудника полиции.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании модели личностно-профессионального профиля сотрудника полиции, в определении и раскрытии личностно-профессиональных качеств сотрудника полиции.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей динамических преобразований совладающего поведения в ситуации самоопределения в юношеском возрасте.
Процедура и методы. Использовались методики «Размышление о смысле жизни» (Х. Ниёми), методика Дембо-Рубинштейн (А. М. Прихожан), тест «СЖО» Д. А. Леонтьева, «Способы преодоления критических ситуаций» (E. Хейм), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер и др.). Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки.
Результаты. Установлено, что характеристики ситуации самоопределения соизмеримы с динамикой совладающего поведения юношей. Динамичность копинг-поведения свидетельствует о формировании более зрелого отношения к ситуации самоопределения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Расширяются научные представления о ситуации самоопределения и динамики совладания. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Цель. Целью статьи является описание исследования особенностей эмоционального и когнитивного компонентов установок по отношению к профессиональной деятельности, деструктив
Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению установок, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы опроса, сравнения, проективный метод (методика «Незаконченные предложения»), методы интерпретации результатов и статистического анализа.
Результаты. Установлено восприятие сотрудниками УИС вне зависимости от стажа среды учреждений как недеструктивной. Выявлено отрицательное отношение к профессии у 25% сотрудников. Обозначено, что с увеличением стажа несколько снижается мотивация деятельности, сотрудники со стажем от 3 до 5 лет ориентированы на успех в служебной деятельности, стремятся к саморазвитию и построению карьеры, в отличие от сотрудников со стажем службы от 10 и более лет, характеризующихся стремлением к выходу на пенсию. Сотрудники с меньшим стажем демонстрируют больше отрицательных установок по отношению к руководству и к осуждённым.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обозначена проблема отрицательного отношения к профессии у сотрудников УИС, описаны различия в установках в зависимости от профессионального стажа, представлены практические рекомендации по результатам исследования.
Цель. Анализ психологических особенностей людей, занявших среднюю позицию в отношении принятия идеи вакцинации и выполнения рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции.
Процедура и методы. Участники онлайн-опроса (2786 человек) выполняли следующие методики: анкета «Представления о пандемии», Big Five Inventory-2, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, подшкала реактивной тревожности «Шкалы тревожности» Ч. Д. Спилбергера. Результаты. Среди лиц, не очень активно соблюдающих профилактические рекомендации, было выделено три психологических типа: «ответственный», «средний», «тревожный». В группе занявших в отношении вакцинации нейтральную позицию также было выделено три типа: «ответственный», «неорганизованный», «тревожный». Для каждого типа характерен определённый набор личностных черт, стратегий совладания и представлений о пандемии. Теоретическая и/или практическая значимость. Обнаруженная психологическая неоднородность групп с нейтральным отношением к профилактике COVID-19 важна в плане проведения будущих пропагандистских кампаний в области здравоохранения.
Цель. Выявить психологические особенности волевой сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Использовались следующие методы и методики: констатирующий эксперимент (методика «Волевые качества личности» М. В. Чумакова, методика «Опросник волевого самоконтроля» А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана, авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности»); методы математико-статистической обработки данных (частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследования было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.1
Результаты. Выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерны низкая степень выраженности таких волевых качеств, как самостоятельность, выдержка, индекс волевой саморегуляции, индекс настойчивости и индекс самообладания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Цель. Выявить и обосновать методологию изучения психологической безопасности личности как психологического феномена.
Процедура и методы. На основе теоретического анализа философских и психологических работ определён комплекс методологических подходов: диалектический (общефилософский), системный (общенаучный) и субъектный (специально научный). Эмпирическое исследование, выстроенное на основе комплекса методологических подходов, опирается на систему диагностики, включающую проективную моторно-экспрессивную методику и стандартизованные методы изучения, которые позволяют дать качественные и количественные характеристики психологической безопасности личности.
Результаты. Обоснован комплекс методологических подходов (диалектический, системный и субъектный) как основы для изучения природы психологической безопасности личности, в соответствии с которым психологическая безопасность личности понимается как система, состоящая из однородных, разнонаправленных структурных элементов, не существующих друг без друга, закономерно зависящих от факторов, которые управляют их развитием; проходящая процесс преобразований, управляемый субъектом. Понятие «безопасность» характеризуется субъективными и объективными показателями здоровья в пределах нормы; «субъективная опасность» – субъективные показатели здоровья в переходной или дезадаптивной зоне, а объективные показатели здоровья в пределах нормы. Если субъективные и объективные показатели в зоне дезадаптации, то речь идёт об объективной опасности, если субъективные показатели в норме, а объективные показатели в зоне дезадаптации – «иллюзия безопасности». Теоретическая и/или практическая значимость. Определён и обоснован комплекс методологических подходов, раскрывающий природу психологической безопасности личности как составляющей безопасной жизнедеятельности человека.
Цель. Выявить эмоциональный компонент образа психологического благополучия в тезаурусе художников.
Процедура и методы. Для составления профиля использован тезаурус эмотивной лексики Л. Г. Бабенко. В исследовании участвовали 120 художников. Сбор данных осуществлялся методом направленных ассоциаций. Задача респондентов: дать девять ассоциаций в форме основных частей речи (по три глагола, существительных, прилагательных) на словосочетание «психологическое благополучие». В результате была выявлена частота этих ассоциаций по категориям эмотивной лексики и сформирован рейтинг этих категорий.
Результаты. Наиболее частотными по количеству используемых ассоциаций являются категории эмотивной лексики: спокойствие, любовь, влечение. Эти эмотивные категории характеризуют эмоциональную составляющую образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Анализ денотативно-идеографических групп с учётом функционально-семантических категорий показывает, что в ассоциациях художников данные категории представлены относительно равномерно. Наиболее выражены категории эмоционального состояния и отношения и наименее выраженными являются категории эмоционального качества и человека как сосредоточия и носителя эмоций. Построен рейтинг денотативно-идеографических групп по частоте используемых респондентами ассоциаций о психологическом благополучии. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в установлении эмоционального компонента образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Применение лингвистического подхода позволяет выявить ключевые конструкты для эмоциональной регуляции и поддержки оптимального уровня психологического благополучия художников. Полученные результаты могут быть использованы специалистами помогающих профессий (психологами и преподавателями) для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ, направленных на сохранение или улучшение текущего состояния художников.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/