Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 371.13. Подготовка преподавателей и воспитателей: педагогическая,психологическая, практическая. Преподавательская практика. Показательные уроки. Профессиональная подготовка
377. Профессиональное и среднее специальное образование
378.147.88. Лабораторные работы. Самостоятельные исследования. Практика вне учебного заведения
В современных реалиях развития нашей страны и социума в целом наметились существенные изменения приоритетных направлений подготовки производственно-технологических кадров.
Список литературы
1. Ключевский В. О. Очерки и речи: второй сборник статей В. Ключевскаго. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. 518 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003804504?page=5&rotate=0&theme=white.
2. Коновалов А. А., Ильина Н. Н. Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 1 (68). С. 148-157. DOI: 10.51944/20722516_2023_1_148 EDN: WFKJLP
3. Eun B. The zone of proximal development as an overarching concept: A framework for synthesizing Vygotsky’s theories // Educational Philosophy and Theory. 2019. Vol. 51, iss. 1. P. 18-30. DOI: 10.1080/00131857.2017.1421941
4. Макиенко Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1983. 344 с.
5. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев [и др.]; под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.
6. Беляева А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. шк., 1978. 160 с.
7. Романцев Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука. 2001. № 6 (12). С. 19-28.
8. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации / Г. М. Романцев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 544 с. EDN: TGXUNN
9. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / Э. Ф. Зеер [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 142 с. EDN: GHARVH
10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301 EDN: XDEBKV
11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с. EDN: OFJKFI
12. Improving the training of personnel based on the model of interaction between educational organizations and centers for assessing qualifications / L. V. Semenova [et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, iss. 3. P. 356-368. EDN: TIJBHP
13. Головнев А. В. Проблемы подготовки наставников для практики студентов колледжа // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2. С. 163-167. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37428. EDN: YYIVGX
14. Осипова И. В., Ильина Н. Н., Шульц О. Н. Особенности подготовки транспрофессионала в условиях прохождения педагогической практики (компетентностно-ориентированный подход) // Среднее профессиональное образование. 2021. № 4 (308). С. 12-17. EDN: BLXQHZ
15. Осипова И. В., Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И. Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 104-107. EDN: IRRPET
16. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7-21. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.01 EDN: NVCDZN
17. Kelly M. O. An examination of the critical and creative thinking dispositions of teacher education students at the practicum point. Boston, Massachusetts, U. S., 2003. 214 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.
Представлен анализ основных подходов к дефиниции «мастер производственного обучения». Описаны перспективы корпоративного образования. Выделены требования к современному мастеру производственного обучения и ожидаемые результаты от его профессиональной деятельности в промышленном секторе экономики. На основе исследования нормативной документации и экспертных позиций сформирован компетентностный портрет мастера производственного обучения, на базе которого можно организовать системный и целенаправленный процесс подготовки специалистов данной категории.
Рассматриваются акселерационные программы в качестве новых образовательных технологий в проектной деятельности. Обоснована необходимость развития интеграционных процессов в сферах науки, профессионального образования и производства. Описаны сущностные характеристики проектной деятельности в профессиональном образовании. Представлен опыт организации акселерационных программ в системе высшего профессионального образования.
Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.
Рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к квалификации наставника. Описан алгоритм создания профессионального стандарта наставнической деятельности, приведено обоснование его структуры и содержания, охарактеризованы основные направления применения. Профессиональный стандарт представлен как инструмент, который позволит придать новый статус наставничеству, перейти от обмена опытом и лучшими практиками наставничества к построению и развитию института наставничества.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/