Статья посвящена исследованию особенностей рецепции традиционного сюжета о Дракуле в романе Д. Симмонса «Дети Ночи». Проанализирована специфика художественного осмысления Симмонсом мифически-магической картины валашского/румынского мира: писатель помещает историческую реальность в фантастический континуум, изображая сверхъестественное как часть обыденной жизни, создавая модель национального микрокосма и исходя при этом из фольклорных, ритуальных и мифологических представлений румын. Доказано, что Симмонс перекодировал и пересемантизировал традиционный сюжет мировой литературы и трансформировал дракульский дискурс, укоренившийся в массовой культуре.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15643/libartrus-2024.1.2
- eLIBRARY ID
- 65429214
Легенда о Дракуле-злодее, сыне Дракона и дьяволе, подверглась вторичной мифологизации после публикации романа ирландского писателя Б. Стокера «Дракула» (1897), который стал кодификатором и образцом для других произведении о вампирах. Стокер был членом оккультного герметического ордена «Золотая заря», изучавшего принципы науки и магии Гермесе Трисмегиста и практиковавшего черную магию, что нашло отражение в его художественном тексте о кровососе-аристократе графе Дракуле. На рисунок этого образа повлияло и то, что писатель узнал о Дракуле от венгерского националиста А. Вамбери, ученого-ориенталиста, путешественника и краеведа. Это обусловило негативизацию и пейоративизацию на страницах романа Стокера образа героя румынской истории, которого отныне ассоциируют с вампиризмом. Так окончательно сложился дракульский миф, который эксплуатирует массовая культура ХХ – ХХI веков.
Список литературы
1. Александрова Н. Тот, кто появляется в полночь. Москва: АСТ, 2021. 320 с.
2. Андреев А., Андреев М. Хочу Румынию! Подлинная история Влада Цепеша Дракулы. Москва: Алгоритм, 2016. 480 с.
3. Артамонова Е. В. Исповедь Дракулы. Москва: Спорт и культура-2000, 2011. 446 с.
4. Бенедиктов К. С., Бурносов Ю. Н. Балканы. Книга 1. Дракула. Москва: АСТ, 2014. 288 с.
5. Гадиева Г. И. “Мои книги развлекают, просвещают и провоцируют”: творчество Дэна Симмонса // Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. №6. С. 60-71. EDN: KUYXIF
6. Емельянов И. С. Двоемирие в романе Д. Симмонса “Пятое сердце” // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. №10. С. 2978-2983. EDN: UDSAQX
7. Ишимбаева Г. Г. Мотив убийства отцом неузнанного сына в романе Д. Симмонса “Пятое сердце” // Российский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №6. С. 410-418. EDN: GIKMLZ
8. Ишимбаева Г. Г. Постмодернистская рецепция шерлок-холмсовского канона в романе Д. Симмонса “Пятое сердце” // Культурные коды зарубежной литературы. Уфа: РИЦ “Башкирский государственный университет”, 2019. С. 49-58. EDN: IGBAHS
9. Казаку М. Дракула. Москва: Этерна, 2011. 370 с.
10. Коган А. Ш. Войку, сын Тудора. Хроника времен Штефана III Великого, господаря Земли Молдавской. Кишинев: HYPERION, 1990. 719 с.
11. Костова Э. Историк. Москва: АСТ, 2008. 704 с.
12. Куликов Е. А. Национальные и культурные коды в романах Дэна Симмонса: дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2018. 203 с. EDN: KGTLJY
13. Лыжина С. С. Валашский дракон. Москва: Вече, 2015. 384 с.
14. Осояну Н. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы. Москва: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023. 240 с.
15. Палев М. Копье Дракулы. Москва: Эксмо-Пресс, 2010. 320 с.
16. Селитрина Т. Л. Биография и псевдобиография Генри Джеймса в романе Дэна Симмонса “Пятое сердце” // Филология и культура. 2018. №3. С. 215-221. EDN: VLBXAF
17. Симмонс Д. Дети Ночи. Москва: АСТ, 2022. 480 с.
18. Сомтоу С. П. Суета сует. Бегство из Вампирского Узла. Москва: Транзиткнига, 2005. 480 с.
19. Хамфрис К. Дракула. Последняя исповедь. Москва: Эксмо, 2010. 560 с.
20. Хорошевская Ю. П. Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана “Американские боги” и тетралогии Дэна Симмонса “Песни Гипериона”: дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2018. 205 с. EDN: KGBGFO
21. Эрлихман В. В. Дракула. Серия “Жизнь замечательных людей”. Москва: Молодая гвардия, 2020. 272 с.
22. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. 374 с.
23. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. URL: https://predanie.ru/book/218466-mif-o-vechnom-vozvraschenii/#/toc9.
24. Элиаде М. Священное и мирское. Москва: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
25. Юденич М. А. Welcome to Трансильвания. Москва: АСТ, 2004. 427 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается творчество татарской писательницы, нашего современника, мастера психологического портрета Набиры Гиматдиновой. Исследуются ее ранние произведения «Огненная бабочка» («Ут күбәләге»), «В логове у колдуньи» («Пәри утарында») и некоторые другие. Особое внимание уделено описанию внутреннего монолога главных героев, их переживаниям, мироощущениям. Делается попытка составить психологический портрет героев. Научная новизна исследования заключается в новаторской для конца ХХ века теме - потусторонние силы, мифические персонажи. В произведениях Н. Гиматдиновой природа, природные явления выполняют особую роль, они не идут фоном, быть может, это - самостоятельные герои. Главные герои произведений - это одинокие покинутые женщины, желающие быть любимыми, но в силу высоких нравственных и моральных идеалов остающиеся верными себе и своим этическим принципам. Набира Гиматдинова выступает тонким психологом - через внутренние переживания героев, явления природы она показывает нам постоянные внутренние переживания главных героев, их борьбу с самими собой и с внешним агрессивным миром, который зачастую порочен, алчен и жесток. Автор тонко описывает перипетии женских душ и держит читателя в напряжении на протяжении всей сюжетной линии.
Согласно принятым в россиеведении, европеистике, цивилизационистике исследовательским традициям обсуждаются весьма острые сюжеты геополитического взаимодействия русской - римской панидей на современном этапе. Анализируются основания кредитоспособности субконтинентального социального и экзистенциального опыта, обеспечившие европейским народам на длительное время комфортное безбедное существование. Одновременно фиксируются причины, вызывающие наблюдаемую деструкцию отработанных в веках устоев устойчивого достижительного европейского жизневоспроизводства. В ответственный момент кайроса распадается выкованный в веках субконтинентальный формат управления миром - колониальный захват, путь империализма, а с ним - негодный типаж миротворения the west against the rest. Объективный императив нормализации сложившихся сверхконфликтных реакций востребует реанимации толерантной договорной культуры на базе обновления конституированного балансом интересов согласованного мирового порядка. Время пророчествует, - Европе, наконец, требуется выучить едва не обязательный урок: деструктивное выталкивание России из семьи европейских народов обрекает последние на неминуемую тотальную деградацию.
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа образа главного героя повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и евангельского сеятеля, которым, с богословской точки зрения, является Сам Господь Иисус Христос, а с точки зрения Христа, «сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф. 13:37). В структуру произведения органично вписались и другие конструктивно значимые для притчи образы - семя, почва и плод. Их художественная рецепция соответствует традиционному в экзегетике аллегорическому истолкованию. Образ Желткова как проекция на евангельского Сеятеля совпадает во многом с православным иконографическим каноном Иисуса Христа. Семантика цвета, света, географии и геометрии пространства в повести та же, что и в иконописи. Об этом свидетельствуют результаты сопоставления литературного произведения с иконами «Спас в силах», «Нетварный свет», «Неопалимая Купина» и «Не рыдай Мене Мати». Они подтверждают мысль о том, что писатель «конструировал» образ главного героя как человек, который, «пишет икону, прозревая истинный Образ Божий», а его история «вечной исключительной любви», которая «повторяется один раз в тысячу лет», - это и есть «икона», которая, если иметь в виду читательскую рецепцию, «создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом». Следовательно, можно говорить о притчевом, дидактико-аллегорическом, характере содержания «Гранатового браслета», который был задуман автором не столько как гимн любви, пусть даже христианской, сколько как история духовного преображения человека, его «обожения», то есть обретения им Бога и уподобления Христу как самому высокому идеалу.
Ситуация, в которой оказалось современное профессиональное образование, диктует свои правила. Не секрет, что именно за последние три года «качели» требований к выпускникам поставили в тупик не только профессорско-преподавательский состав, но и самих выпускников. Немой вопрос в глазах последних «Что будет дальше? Актуально ли все это?» определил вектор рассуждений в данной статье. Согласно мировой практике, есть способ подняться над проблемой и вывести выпускников на достойный профессиональный уровень с адекватной личностной позицией и необходимой степенью сформированности компетенций. В результате тщательного анализа сложившегося положения выяснилось, что данный теоретический вопрос обсуждался уже за несколько десятилетий до своего апогея. Тем не менее остаются некоторые проблемы, которые требуют тщательного рассмотрения, чтобы избежать путаницы и двоякого толкования. В данной статье рассматриваются предпосылки формирования навыков критического мышления с целью реализации компетентностного подхода. Поднимается вопрос о том, как осуществить процесс образования гармонично развитого профессионала, готового к условиям динамично меняющегося мира.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательство Социально-гуманитарное знание
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- просп. Бакунина, 7
- Юр. адрес
- просп. Бакунина, 7
- ФИО
- Шепелевич Игорь Станиславович (Руководитель)
- E-mail адрес
- mail@libartrus.com