В статье представлен обзор исследований феномена аутентичных отношений в зарубежных работах. Представлено философское понимание аутентичности личности (подлинности, верности истинному Я), обосновывается возможная связь аутентичности личности и качества межличностных отношений. Отдельной частью работы выступает обсуждение исследований собственно аутентичных (подлинных, значимых) отношений. Указывается на невозможность рассмотрения аутентичности личности без учета ее воздействий на человеческие взаимоотношения. Раскрыты сферы, в которых аутентичность может проявляться: романтические, профессиональные, детско-родительские, дружеские отношения. Акцент поставлен на описание аутентичного лидерства (как наиболее изученной сферы), а также романтических отношений (сферы, для которой аутентичность является особо важным предиктором). В работе представлено несколько психотерапевтических методов для их достижения, а также рассмотрены некоторые риски, которые влекут за собой подлинные отношения. Поскольку аутентичность отношений способствует эффективному взаимодействию в личной и профессиональной сфере, возникает необходимость изучения и разработки технологий развития как аутентичности личности, так и аутентичности отношений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120112
- eLIBRARY ID
- 53760720
Другое направление исследований — рассмотрение аутентичности в социальном плане, например в контексте этики добродетели (Б. Уильямс). Аутентичность может рассматриваться в связи с человеческими взаимоотношениями, как неотделимое от них качество. В данном случае аутентичность выступает как интериндивидуальный феномен, как позитивное качество различных социальных отношений. Здесь аутентичность описывается как качество, связанное со стремлением поддерживать благополучие того окружения, в котором находится человек [1]; связывается с уважением социальных норм, ответственностью за принимаемые решения, со следованием моральным нормам [33].
Список литературы
1. Гиньон Ч. Аутентичность / Пер. с англ. Р.Л. Кочнев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 66-74. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-66-74 EDN: TGSOYD
2. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2006. 571 с.
3. Accommodation Processes in Close Relationships: Theory and Preliminary Empirical Evidence / C.E. Rusbult, J. Verette, G.A. Whitney, L.F. Slovik, I. Lipkus // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60. № 1. P. 53-78. DOI: 10.1037/0022-3514.60.1.53 EDN: HIUOTL
4. Ahmed E.I. A systematic review of authentic leadership literature in educational research from 1997 to 2021 // Educational Management Administration and Leadership. 2023. P. 1-39. DOI: 10.1177/17411432221120467 EDN: KYXANP
5. Altman I., Taylor D.A. Social Penetration: The Development of Interpersonal Relationships. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973. 212 p.
6. Alvesson M., Einola K. The gaslighting of authentic leadership 2.0 // Leadership. 2022. Vol. 18. № 6. P. 814-831. DOI: 10.1177/17427150221125271 EDN: PLAELJ
7. Attachment, authenticity, and honesty: Dispositional and experimentally induced security can reduce self-and other-deception / O. Gillath, A. Sesko, P. Shaver, D. Chun // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. № 5. P. 841-855. DOI: 10.1037/a0019206
8. Authentic Leadership: Development and Validation of a Theory-Based Measure / F.O. Walumbwa, B.J. Avolio, W.L. Gardner, T.S. Wernsing, S.J. Peterson // Journal of Management. 2008. Vol. 34. № 1. P. 89-126. DOI: 10.1177/0149206307308913 EDN: JNSWBV
9. Authenticity and well-being: Exploring positivity and negativity in interactions as a mediator / Z.G. Baker, R.Y.W. Tou, J.L. Bryan, C.R. Knee // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 113. P. 235-239. DOI: 10.1016/j.paid.2017.03.018
10. Authenticity, Social Context, and Well-Being in the United States, England, and Russia: A Three Country Comparative Analysis / O.C. Robinson, F.G. Lopez, K. Ramos, S. Nartova-Bochaver // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. № 5. P. 719-737. DOI: 10.1177/0022022112465672 EDN: RFHRZD
11. Being Your True Self at Work: Integrating the Fragmented Research on Authenticity in Organizations / S.E. Cha, P.F. Hewlin, L.M. Roberts, B.R. Buckman, H. Leroy, E.L. Steckler, K. Ostermeier, D. Cooper // Academy of Management Annals. 2019. Vol. 13. № 2. P. 633-671. DOI: 10.5465/annals.2016.0108
12. Carpenter A., Greene K. Social Penetration Theory // The International Encyclopedia of Interpersonal Communication / Eds. C.R. Berger, M.E. Roloff. Hoboken: John Wiley & Son, 2015. 4 p. DOI: 10.1002/9781118540190.wbeic160
13. DiDonato T.E. Self-authenticity and the Michelangelo Phenomenon // Interpersonal Relationships and the Self-Concept / Eds. B.A. Mattingly, K.P. McIntyre, G.W. Lewandowski Jr. Cham: Springer Nature Switzerland AG, 2020. P. 105-123. DOI: 10.1007/978-3-030-43747-3_7
14. Dispositional authenticity and romantic relationship functioning / Brunell A.B., Kernis M., Goldman B., Heppner W., Davis P., Cascio E., Webster G. // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 48. № 8. P. 900-905. DOI: 10.1016/j.paid.2010.02.018
15. Examining the effects of mutual information sharing and relationship empathy: A social penetration theory perspective / S.M. Mangus, D.E. Bock, E. Jones, J.А. Folse // Journal of Business Research. 2020. Vol. 109. P. 375-384. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.12.019 EDN: FSCOXD
16. Heidegger M. Being and Time. London: SCM Press, 1962. 589 p.
17. Individual differences in authenticity and mindfulness as predictors of verbal defensiveness / C.E. Lakey, M.H. Kernis, W.L. Heppner, C.E. Lance // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 1. P. 230-238. DOI: 10.1016/j.jrp.2007.05.002
18. Interparental conflict and relational attitudes within romantic relationships: The mediating role of attachment orientations / R. Tolmacz, R. Bachner-Melman, L. Lev-Ari, K. Almagor // Journal of Social and Personal Relationships. 2022. Vol. 39. № 6. P. 1648-1668. DOI: 10.1177/02654075211061617 EDN: VYPKBB
19. Kernis M.H., Goldman B.M. A Multicomponent Conceptualization of Authenticity: Theory and Research // Advances in experimental social psychology. 2006. Vol. 38. P. 283-357. DOI: 10.1016/S0065-2601(06)38006-9
20. Kernis M.H., Goldman B.M. From Thought and Experience to Behaviour and Interpersonal Relationships: A Multicomponent Conceptualization of Authenticity // On Building, Defending and Regulating the Self: A Psychological Perspective / Eds. A. Tesser, J.W. Wood, D.A. Stapel. New York: Psychology Press, 2005. P. 31-52.
21. Leadership Special Issue: Do we need authentic leadership? Interrogating authenticity in a new world order / M. Iszatt-White, B. Carroll, R. Gardiner, S. Kempster // Leadership. 2021. Vol. 17. № 4. P. 389-394. DOI: 10.1177/17427150211000153 EDN: EMNOGS
22. Lopez F.G., Rice K.G. Preliminary development and validation of a measure of relationship authenticity // Journal of Counseling Psychology. 2006. Vol. 53. № 3. P. 362-371. DOI: 10.1037/0022-0167.53.3.362
23. Makhmoor T. Authentic leadership: Concept of authenticity and qualities of authentic leaders // Psychology from Islamic Perspective. 2018. 6 p. 10.13140/RG.2.2.30915.71208 10.13140/RG.2.2.30915.71208. DOI: 10.13140/RG.2.2.30915.71208DOI
24. Malik M.F., Burhan Q.A., Khan M.A. The role of HEXACO in the development of authentic leadership and its consequences on task performance // Leadership & Organization Development Journal. 2023. Vol. 44. № 1. P. 52-71. DOI: 10.1108/LODJ-08-2022-0356 EDN: FGUGDM
25. Measuring intimacy as a contextual behavioral process: Psychometric development and evaluation of the Awareness, Courage, and Responsiveness Scale / A.M. Kuczynski, J.W. Kanter, C.T. Wetterneck [et al.] // Journal of contextual behavioral science. 2020. Vol. 16. P. 199-208. DOI: 10.1016/j.jcbs.2019.02.004 EDN: JRGIEU
26. Neff K.D., Harter S. The role of power and authenticity in relationship styles emphasizing autonomy, connectedness, or mutuality among adult couples // Journal of Social and Personal Relationships. 2002. Vol. 19. № 6. P. 835-857. DOI: 10.1177/0265407502196006 EDN: JPWTGD
27. Panos D. “I” on the Web: Social Penetration Theory Revisited // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. № 19. P. 185-205. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n19p185
28. Peets K., Hodges E.V. Authenticity in friendships and well-being in adolescence // Social Development. 2018. Vol. 27. № 1. P. 140-153. DOI: 10.1111/sode.12254
29. Pennington N. Building and Maintaining Relationships in the Digital Age: Using Social Penetration Theory to Explore Communication through Social Networking Sites: Diss. PhD. Lawrence: University of Kansas, 2015. 140 p.
30. Putting the leader back into authentic leadership: Reconceptualising and rethinking leaders / J.A Crawford, S. Dawkins, A. Martin, G. Lewis // Australian Journal of Management. 2019. Vol. 45. № 1. P. 114-133. DOI: 10.1177/0312896219836460
31. Rasco D., Warner R.M. Relationship authenticity partially mediates the effects of attachment on relationship satisfaction // The Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 157. № 4. P. 445-457. DOI: 10.1080/00224545.2016.1229253 EDN: WNYZLT
32. Realness is a core feature of authenticity / C.J. Hopwood, E.W. Good, A.A. Levendosky, J. Zimmermann, D. Dumat, E.J. Finkel, P.E. Eastwick, W. Bleidorn // Journal of Research in Personality. 2021. Vol. 92. Article ID 104086. 18 p. DOI: 10.1016/j.jrp.2021.104086 EDN: LBEBSZ
33. Reznichenko S.I., Nartova-Bochaver S.K., Irkhin B.D. Do Authentic People Care about the Environment? A View from Two Paradigms // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. № 3. P. 81-102. DOI: 10.11621/pir.2021.0305 EDN: SYGUMJ
34. Singh A., Sengupta S., Sharma S. Towards a Better Understanding of the Relationship Between Authentic Leadership and its Positive Outcomes: A Theoretical Framework // International Journal of Innovation and Technology Management. 2018. Vol. 15. № 2. Article ID 1850013. 21 p. DOI: 10.1142/S021987701850013X
35. Strohminger N., Knobe J., Newman G. The True Self: A Psychological Concept Distinct From the Self // Perspectives on Psychological Science. 2017. Vol. 12. № 4. P. 551-560. DOI: 10.1177/1745691616689495
36. The joys of genuine giving: Approach and avoidance sacrifice motivation and authenticity / E.A. Impett, L. Javam, B.M. Le, B. Asyabi-Eshghi, A. Kogan // Personal Relationships. 2013. Vol. 20. № 4. P. 740-754. DOI: 10.1111/pere.12012
37. The real me: Authenticity, interpersonal goals, and conflict tactics / R.Y. Tou, Z.G. Baker, B.W. Hadden, Y.-G. Lin // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 189-194. DOI: 10.1016/j.paid.2015.05.033
38. Theran S.A, Dour H. Superhero ideal, authenticity in relationships, and depressive symptoms: A multiple mediation analysis // Acta Psychologica. 2022. Vol. 226. Article ID 103559. 7 p. DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103559 EDN: UEASVF
39. Trait self and true self: Cross-role variation in the Big-Five personality traits and its relations with psychological authenticity and subjective well-being / K.M. Sheldon, R.M. Ryan, L.J. Rawsthorne, B. Ilardi // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 73. № 6. P. 1380-1393. DOI: 10.1037/0022-3514.73.6.1380 EDN: GXUUJL
40. Venaglia R.B., Lemay Jr. E.P. Hedonic Benefits of Close and Distant Interaction Partners: The Mediating Roles of Social Approval and Authenticity // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. № 9. P. 1255-1267. DOI: 10.1177/0146167217711917
41. What It Means to Be Oneself: The Everyday Ideas of Authenticity among Primary School Children and Adolescents in Russia / S.K. Nartova-Bochaver, R.M. Bayramyan, К.S. Chulyukin, V.G. Yerofeyeva // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. № 3. P. 3-21. DOI: 10.11621/pir.2021.0301 EDN: WIFQMZ
42. Wickham R.E. Perceived authenticity in romantic partners // Journal of Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 49. № 5. P. 878-887. DOI: 10.1016/j.jesp.2013.04.001
43. Wilt J.A., Thomas S., McAdams D.P. Authenticity and inauthenticity in narrative identity // Heliyon. 2019. Vol. 5. № 7. Article ID e02178. 13 p. DOI: 10.1016/j.heliyon.2019.e02178
44. Woolley L., Caza A., Levy L. Authentic Leadership and Follower Development: Psychological Capital, Positive Work Climate, and Gender // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2011. Vol. 18. № 4. P. 438-448. DOI: 10.1177/1548051810382013
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на изучение международного опыта психологических интервенций, используемых дорожными психологами при работе с водителями-нарушителями. В статье отмечается, что за последние десятилетия наблюдается существенный рост количества исследований, в которых рассматриваются различные профилактические программы, включающие психологические интервенции (вмешательства), направленные на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий. Однако, учитывая большое количество специализированных тренингов и образовательных мероприятий, которые активно предпринимаются психологами-практиками, работающими в сфере дорожной безопасности, можно считать, что общее количество опубликованных работ с представленными «доказательными практиками» относительно невелико. Существенное место среди данных работ занимает обзор исследований психологических интервенций, направленных на профилактику вождения в нетрезвом состоянии (поскольку алкоголь является одним из самых существенных факторов, влияющих на управление транспортным средством) и нарушений скоростного режима. В статье подчеркивается, что анализ практик психологических интервенций, направленных на предотвращение вождения в нетрезвом состоянии, может рассматриваться как важный шаг для деятельности практических психологов в области дорожной безопасности, а также системы медико-психологической оценки пригодности к управлению транспортным средством. В свою очередь, изучение и использование подобных психологических практик способствует решению важнейшей социальной задачи - снижения уровня аварийности на дорогах и сохранения человеческих жизней.
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности - в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый - до начала специальной военной операции - в январе-начале февраля 2022 г., второй - после ее начала - в марте-апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
В статье представлен обзор зарубежных исследований дорожно-транспортной среды с точки зрения отношений между различными группами ее участников: водителями, велосипедистами, мотоциклистами, пользователями электросамокатов. Показано, как эти отношения связаны с представлениями о неравенстве в дорожном движении, маргинальности или даже нелегитимности некоторых участников, с проблемой отчуждения и возникновением межгрупповых эффектов (групповым фаворитизмом и др.). Следствием представлений о группах как «дорожных меньшинствах» могут быть и такие особенности восприятия, как «слепота невнимания», влияющая на безопасность в этой среде, и повышенная агрессия в отношении «других». Ряд исследований помогают понять также разницу в отношении к привычным и новым участникам движения. Совместное использование дороги вызывает стресс не только у тех, кого относят к уязвимым участникам дорожного движения, но и у автомобилистов. Толерантность участников движения по отношению друг к другу может быть повышена благодаря опыту использования различных транспортных средств. Такой опыт развивает рефлексивность и в целом должен способствовать повышению безопасности движения разных групп в условиях смешанного потока.
Статья посвящена изучению пространственных представлений и ментальных карт водителей. Проведен анализ отечественных и зарубежных психологических и социально-психологических источников литературы в выбранной теме. Приведена схема функционирования представлений водителей, основанная на взаимодействии между эксплицитной, имплицитной долговременной памятью и рабочей памятью на уровнях внимания и автоматизмов. Выделены циклы обучения и поиска, обучения и активации, циклы контроля внимания. Поведение водителя рассматривается как основанное на знаниях, на правилах и на навыках. Описаны история возникновения и развития ментальных карт, механизмы формирования представлений водителей и потенциал использования ментальных карт как оценочно-контрольного средства для психологической диагностики кандидатов в водители. Для последующих исследований в данной тематике в статье приведены преимущества ментальных карт как контрольно-оценочного средства. Создание методики ментальных карт водителей способно удовлетворить потребность в эффективных психодиагностических и исследовательских методах определения компетенции водителей и выявлять связи между стилем вождения и особенностями ментальных карт, а также прогнозировать склонность к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
Работа посвящена анализу современных зарубежных публикаций, изучающих отношение к личному и общественному транспорту. На сегодняшний день восприятие социумом общественного транспорта отягощено последствиями пережитой пандемии COVID-19. «Реабилитация» и расширение услуги общественного транспорта в глазах населения - одна из важнейших задач сферы транспортных услуг в современных мегаполисах. Частично ее помогает решать услуга «совместного использования» автомобиля - каршеринга и райдпулинга, однако отношение жителей мегаполисов к ним неоднозначно. Тем не менее, данные виды транспорта можно условно отнести к общественным, так как они позволяют снизить долю личного транспорта на дорогах городов, предоставляя более «уединенные» и в связи с этим более безопасные условия перемещения с точки зрения индивидуальной защиты от распространяемых инфекционных заболеваний. Одновременно с этим каршеринг и райдпулинг позволяют сохранять безопасную психологическую дистанцию. Исследованию различных социально-психологических факторов отношения человека к общественному транспорту, и в частности каршерингу, посвящено не так много исследований, ряд из них основаны на теории запланированного поведения. Частично они рассмотрены в этой статье. Результаты проведенного анализа позволяют выявить особенности отношения пользователей общественного транспорта к его новым видам - каршерингу и райдпулингу, проанализировать его преимущества и недостатки с точки зрения жителей мегаполисов.
В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г. С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень - не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности - самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/