Долгое время считалось, что владение несколькими языками способствует более эффективному развитию исполнительных функций. Данное положение эмпирически подтверждалось в исследованиях, где билингвы противопоставлялись монолингвам в заданиях на ингибиторный контроль, когнитивную гибкость, рабочую память, внимание. Однако опубликованные в последние годы систематические обзоры и мета-анализы ставят под сомнение существование подобного «билингвального преимущества». Предполагается, что источником неоднородности результатов могут являться не полученные данные, а, скорее, концептуальные методологические парадигмы, используемые научными группами при проведении исследований. Цель данного обзора заключается в анализе современных зарубежных работ на предмет актуальных подходов к операционализации билингвального опыта и исполнительных функций. В обзоре также критически рассматриваются теории «билингвального преимущества» и особенности инструментов оценки исполнительных функций. Основной вывод состоит в необходимости более тщательно разрабатывать дизайны будущих исследований с учетом индивидуальных особенностей билингвов, а также специфики заданий на оценку исполнительных функций. Также возникает необходимость в новых фальсифицируемых теориях, которые предлагали бы априорно проверяемые гипотезы. В заключение описываются ключе
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130205
- eLIBRARY ID
- 68520282
В последние годы, отталкиваясь от идеи о том, что языковой опыт не возникает в социальном вакууме, исследователи выделяют еще два важных фактора в основе билингвального опыта. Это контексты речевого взаимодействия, а также частота и характер переключения между языками [17; 19]. Так, в своей гипотезе адаптивного контроля (Adaptive Control Hypothesis) Грин и Абуталеби (Green и Abutalebi) [17] предположи ли, что во время ежедневных коммуникаций каждый билингв находится в различных контекстах речевого взаимодействия.
Список литературы
1. Власова Р.М. “Систематическая ошибка выжившего” и другие источники невалидности в исследованиях билингвального когнитивного развития // Российский журнал когнитивной науки. 2019. Том 6. № 1. С. 56-69. URL: https://cogjournal.org/eng/6/1/pdf/VlasovaRJCS2019.pdf (дата обращения: 09.06.2024). EDN: WBVLRB
2. Лещенко Ю.Е. Гипотеза когнитивных преимуществ при билингвизме: экспериментальное исследование с носителями коми-пермяцко-русского двуязычия // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. № 2. С. 214-226. DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-2-214-226 EDN: NAZCEU
3. Твардовская А.А., Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н. Билингвизм и регуляторные функции у дошкольников: обзор исследований // Ученые записки Казанского университета. Серия “Гуманитарные науки”. 2022. Том 164. № 1-2. С. 87-100. DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.87-100 EDN: DFPEGR
4. Хотинец В.Ю., Гильмуллина Л.Г. Планирование и самоконтроль в когнитивной регуляции младших школьников с несбалансированным эритажным билингвизмом // Вестник Удмуртского университета. Серия “Философия. Психология. Педагогика”. 2021. Том 31. № 3. С. 27-280. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-3-271-280 EDN: YAEMEJ
5. The bilingual advantage in phonetic learning / M. Antoniou, E. Liang, M. Ettlinger, P.C. Wong // Bilingualism: Language and Cognition. 2015. Vol. 18. № 4. P. 683-695. DOI: 10.1017/S1366728914000777
6. Baggetta P., Alexander P.A. Conceptualization and Operationalization of Executive Function // Mind, Brain, and Education. 2016. Vol. 10. № 1. P. 10-33. DOI: 10.1111/mbe.12100
7. Best J.R., Miller P.H., Naglieri J.A. Relations between executive function and academic achievement from ages 5 to 17 in a large, representative national sample // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21. № 4. P. 327-336. DOI: 10.1016/j.lindif.2011.01.007
8. Bialystok E. Bilingualism in development: Language, literacy, and cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 274 p.
9. Bialystok E., Craik F.I.M. How does bilingualism modify cognitive function? Attention to the mechanism // Psychonomic Bulletin & Review. 2022. Vol. 29. № 4. P. 246-1269. DOI: 10.3758/s13423-022-02057-5 EDN: HBEJXN
10. Cognitive control in bilinguals: Effects of language experience and individual variability / M. Bonfieni, H.P. Branigan, M.J. Pickering, A. Sorace // Bilingualism: Language and Cognition. 2020. Vol. 23. № 1. P. 219-230. DOI: 10.1017/S1366728918001086
11. Collins A., Koechlin E. Reasoning, Learning, and Creativity: Frontal Lobe Function and Human Decision-Making // PLoS Biology. 2012. Vol. 10. № 3. Article ID e1001293. 16 p. DOI: 10.1371/journal.pbio.1001293
12. On the bilingual advantage in conflict processing: Now you see it, now you don’t / A. Costa, M. Hernández, J. Costa-Faidella, N. Sebastián-Gallés // Cognition. 2009. Vol. 113. № 2. P. 135-149. DOI: 10.1016/j.cognition.2009.08.001
13. De Bruin A., Dick A.S., Carreiras M. Clear Theories Are Needed to Interpret Differences: Perspectives on the Bilingual Advantage Debate // Neurobiology of Language. 2021. Vol. 2. № 4. P. 433-451. DOI: 10.1162/nol_a_00038 EDN: PKMAEB
14. Redefining bilingualism as a spectrum of experiences that differentially affects brain structure and function / V. DeLuca, J. Rothman, E. Bialystok, C. Pliatsikas // PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2019. Vol. 116. № 15. P. 7565-7574. DOI: 10.1073/pnas.1811513116
15. The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method / J. Giovannoli, D. Martella, F. Federico, S. Pirchio, M. Casagrande // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 574789. 29 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.574789 EDN: WBVHWE
16. Green D.W. Mental control of the bilingual lexico-semantic system // Bilingualism: Language and Cognition. 1998. Vol. 1. № 2. P. 67-81. DOI: 10.1017/S1366728998000133 EDN: ECBEFL
17. Green D.W., Abutalebi J. Language control in bilinguals: The adaptive control hypothesis // Journal of Cognitive Psychology. 2013. Vol. 25. № 5. P. 515-530. DOI: 10.1080/20445911.2013.796377
18. Bilingual Language Experience and Its Effect on Conflict Adaptation in Reactive Inhibitory Control Tasks / J.W. Gullifer, I. Pivneva, V. Whitford, N.A. Sheikh, D. Titone // Psychological science. 2023. Vol. 34. № 2. P. 238-251. DOI: 10.1177/09567976221113764 EDN: BJVYKZ
19. Gullifer J.W., Titone D. Characterizing the social diversity of bilingualism using language entropy // Bilingualism: Language and Cognition. 2020. Vol. 23. № 2. P. 283-294. DOI: 10.1017/S1366728919000026
20. Is bilingualism related to a cognitive advantage in children? A systematic review and meta-analysis / H.L. Gunnerud, D. Ten Braak, E.K.L. Reikerås, E. Donolato, M. Melby-Lervåg // Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146. № 12. P. 1059-1083. DOI: 10.1037/bul0000301 EDN: HSTMBY
21. Modulating effects of interactional contexts on bilinguals’ cognitive control: Evidence for the Adaptive Control Hypothesis / X. Han, L. Wei, L., R. Filippi // International Journal of Bilingualism. 2023. Vol. 27. № 5. P. 548-568. DOI: 10.1177/13670069221102011 EDN: AGJHLG
22. Jones S.K., Davies-Thompson J., Tree J. Can machines find the bilingual advantage? Machine learning algorithms find no evidence to differentiate between lifelong bilingual and monolingual cognitive profiles // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. Article ID 621772. 17 p. DOI: 10.3389/fnhum.2021.621772 EDN: KXMHUI
23. Patterns of bilingual language use and response inhibition: A test of the adaptive control hypothesis / P. Kałamała, J. Szewczyk, A. Chuderski, M. Senderecka, Z. Wodniecka // Cognition. 2020. Vol. 204. Article ID 104373. 14 p. DOI: 10.1016/j.cognition.2020.104373 EDN: HLTKNX
24. The use of a second language enhances the neural efficiency of inhibitory control: An ERP study / P. Kałamała, J. Walther, H. Zhang, M. Diaz, M. Senderecka, Z. Wodniecka // Bilingualism. 2022. Vol. 25. № 1. P. 163-180. DOI: 10.1017/S1366728921000389 EDN: DCZGGU
25. Kremin L.V., Byers-Heinlein K. Why not both? Rethinking categorical and continuous approaches to bilingualism // International Journal of Bilingualism. 2021. Vol. 25. № 6. P. 1560-1575. DOI: 10.1177/13670069211031986 EDN: GFXBZH
26. The Bilingual Advantage in Children’s Executive Functioning Is Not Related to Language Status: A Meta-Analytic Review / C.J. Lowe, I. Cho, S.F. Goldsmith, J.B. Morton // Psychological Science. 2021. Vol. 32. № 7. P. 1115-1146. DOI: 10.1177/0956797621993108 EDN: EXCKDB
27. Luk G. Justice and equity for whom? Reframing research on the “bilingual (dis)advantage” // Applied Psycholinguistics. 2023. Vol. 44. № 3. P. 301-315. DOI: 10.1017/S0142716422000339 EDN: PVTSTU
28. The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variable Analysis / A. Miyake, N.P. Friedman, M.J. Emerson, A.H. Witzki, A. Howerter T.D. Wager // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. № 1. P. 49-100. DOI: 10.1006/cogp.1999.0734 EDN: GTFMVB
29. Paap K.R., Sawi O. The role of test-retest reliability in measuring individual and group differences in executive functioning // Journal of Neuroscience Methods. 2016. Vol. 274. P. 81-93. DOI: 10.1016/j.jneumeth.2016.10.002
30. Peal E., Lambert W.E. The relation of bilingualism to intelligence // Psychological Monographs: General and Applied. 1962. Vol. 76. № 27. P. 1-23. DOI: 10.1037/h0093840
31. Paplikar A., Alladi S. Bilingualism and Linguistic Diversity: Dementia Practice and Research in India // Advances in the Neurolinguistic Study of Multilingual and Monolingual Adults / Eds. M. Coral, A. Lerman. New York: Routledge, 2024. P. 113-124. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit//bilingualism-linguistic-diversity-avanthi-paplikar-suvarna-alladi (дата обращения: 09.06.2024). DOI: 10.4324/9781003330318-11
32. Graded bilingual effects on attentional network function in Chinese high school students / A.J. Privitera, M. Momenian, B. Weekes // Bilingualism: Language and Cognition. 2023. Vol. 26. № 3. P. 527-537. DOI: 10.1017/S1366728922000803 EDN: YCSQFR
33. Language Entropy Relates to Behavioral and Pupil Indices of Executive Control in Young Adult Bilinguals / F. van den Berg, J. Brouwer, T.B. Tienkamp, J. Verhagen, M. Keijzer // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 864763. 17 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.864763 EDN: VTQNJS
34. Xie Z., Antolovic K. Differential impacts of natural L2 immersion and intensive classroom L2 training on cognitive control // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2022. Vol. 75. № 3. P. 550-562. DOI: 10.1177/17470218211040813 EDN: SABNSC
35. Zelazo P.D., Carlson S.M. Hot and Cool Executive Function in Childhood and Adolescence: Development and Plasticity // Child Development Perspectives. 2012. Vol. 6. № 4. P. 354-360. DOI: 10.1111/j.1750-8606.2012.00246.x
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований имплицитного понимания неверных мнений (implicit false beliefs) у детей раннего возраста при типичном развитии, нарушениях слуха, расстройствах аутистического спектра, а также у приматов. Проанализированы результаты исследований, выполненных с использованием разных методологических парадигм оценки раннего развития модели психического: «нарушение ожиданий» (violation of expectations) и «предвосхищающий взгляд» (anticipatory looking). Представлены результаты исследований поиска биологических основ истоков социального познания с применением ближней инфракрасной спектрометрии (functional near-infrared spectroscopy), а также результаты исследований взаимосвязи возможных предикторов модели психического (понимания целенаправленности действий другого, совместного внимания, имплицитного понимания неверных мнений) и успешности социального познания в дошкольном возрасте при типичном развитии. Описываются теоретические представления о двух системах модели психического: минимальной и собственно модели психического. Обозначены ближайшие перспективы будущих исследований, позволяющие разрешить существующие кризисы репликации и не допустить новых.
В статье представлен обзор театральных практик, направленных на диагностику, профилактику и коррекцию поведения подростков, склонных к рискам, посредством развития эмоционального интеллекта, метапредметных компетенций, чувства ответственности и осознанности. Проанализированы различия и сходства в применении театральных практик за рубежом и на территории России в работе с трудными подростками. Обосновано применение театральных практик при учете возрастных потребностей подростков. Приведена характеристика наиболее востребованных театральных практик в мире - форум-тетра, плэйбэк-театра, популярного, социального театра. Обозначены различия между театральными практиками, нацеленными на процесс создания спектакля, и практиками, направленными на создание продукта - спектакля. Приведен анализ эмпирических исследований в контексте сопоставления видов театральных практик и достигаемых результатов в работе с подростками, склонными к риску или относящимися к группе риска. На примере «Мультимедиа-театра» обоснована актуальность разработки и применения инструментов театральной педагогики для решения проблем современных подростков (в том числе и методом ролевого экспериментирования).
В статье представлен опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков исследователями западных и восточных стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Китая и др. Это позволило представить более обширную географию стран, которые в своей психиатрической практике и психологической науке применяют диагностическую парадигму, опираясь на трансдиагностическую модель классификации психических расстройств. Автором предпринята попытка рассмотреть различные подходы к изучению вопросов, связанных с интернализированными расстройствами зарубежными исследователями. В статье представлены понятие «интернализированные расстройства», его противопоставление понятию «экстернализированные расстройства». Особое внимание уделено симптомам, диагностике, интервенции интернализированных расстройств именно в детском и подростковом возрасте. Представлены данные об эпидемиологии и этиологии интернализированных расстройств у детей и подростков. Проведен анализ превалентности интернализированных расстройств среди детей и подростков, который варьируется в зависимости от возрастной группы, пола и региона проживания. Описываются некоторые исследования, касающиеся коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков. Материалы статьи позволяют получить более полное представление о сути феномена «интернализированные расстройства» и его ключевых характеристиках. Данные, представленные в статье, могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - широко распространенное расстройство развития, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. В то время как традиционные методы диагностики основаны на клинических интервью, тестах и поведенческих наблюдениях, методы машинного обучения (МО) дают возможность упростить процесс диагностики СДВГ и сделать его более точным. В данном обзоре предпринята попытка изучить опубликованную за последние несколько лет литературу, описывающую результаты применения алгоритмов машинного обучения к физиологическим и нейроанатомическим данным: снимкам и записям магнитно-резонансной томографии (МРТ), функциональной МРТ (фМРТ), инфракрасной спектроскопии (fNIRS), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), движений глаз и физической активности, а также параметров зрачков для выявления диагностических биомаркеров СДВГ. Модели глубокого обучения и алгоритм опорных векторов (SVM) демонстрируют наиболее перспективные результаты для выявления СДВГ, как у детей, так и у взрослых. Однако, несмотря на то, что с помощью методов машинного обучения исследователям удается достичь высокого уровня специфичности и чувствительности при решении задачи диагностики СДВГ, их использование в клинической практике требует предварительной работы для проверки результатов на больших выборках.
В статье рассматривается феномен измерительной инвариантности психодиагностических инструментов. Проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка требуется, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным. В статье приведен обзор современных и классических публикаций зарубежных исследователей, демонстрирующих различные содержательные и методологические аспекты проверки инвариантности. Особое внимание уделено имеющимся данным о проверке инвариантности для тестов когнитивных и языковых способностей, а также о значении инвариантности для оценки индивидуальных и межгрупповых различий. В завершение обсуждаются актуальные подходы к оценке инвариантности в рамках моделирования структурными уравнениями и современной теории тестирования. Данная работа может стать первым шагом для знакомства с понятием измерительной инвариантности и будет полезна для всех читателей, заинтересованных в улучшении качества измерительных инструментов для получения более надежных выводов о психологических феноменах.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/