В представленной работе демонстрируется исследование, посвящённое оценке прочностных характеристик элементов ротора перспективного малоразмерного газотурбинного двигателя. Главной особенностью является то, что анализ напряжённо-деформированного состояния ротора двигателя проводится при учёте вибраций и резонансных частот. В свою очередь, оценка динамических характеристик элементов ротора была проведена с учётом условий их взаимного контакта. Материалы исследования, изложенные в данной статье, послужат для дальнейших итераций проектирования двигателя.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 539.4. Прочность
- Префикс DOI
- 10.18287/2409-4579-2023-10-1-29-39
- eLIBRARY ID
- 67852470
Тенденция развития машиностроения характерна увеличением ресурса деталей и изделий в целом при росте нагрузок, приходящихся на них. Создание высоконагруженных узлов и агрегатов обеспечивается при появлении новых методик проектирования и развития элементов технологического обеспечения производства. Как результат творческой работы конструктора появляется всё большее количество сложнопрофильных деталей, изготовление которых зачастую сопровождается многими проблемами [1–3].
Исходя из этого, можно заключить, что разработка новых, более точных методик проектирования актуальна не только под фактором усложнения предпроизводственных этапов процесса проектирования, но и ввиду итеративного подхода со стороны производства, когда проблемы, возникающие при изготовлении изделия, вносят свои коррективы в его конструкцию [4].
Список литературы
1. Основы надежности газотурбинных двигателей: учебник для машиностроит. спец. вузов / В. М. Акимов. - Москва: Машиностроение, 1981. - 207 с.
2. Антонюк, В. Е. Динамическая стабилизация деталей типа дисков / В. Е. Антонюк // Упрочняющие технологии и покрытия. - 2005. - № 7. - С. 24-29.
3. Антонюк, В. Е. Технологические возможности повышения точности изготовления дисков и валов / В. Е. Антонюк // Технология машиностроения. - 2005. - № 6. - С. 43-48.
4. Современные технологии в производстве газотурбинных двигателей / А. Г. Братухин, Г. К. Язов., Б. Е. Карасев [и др.]. - Москва: Машиностроение, 1997. - 416 с.
5. Шевченко, В. П. Экспериментальное исследование собственных колебаний конструктивно неоднородных цилиндрических оболочек / В. П. Шевченко, О. И. Власов, В. А. Каиров // Вiсник НТУУ “КПI”. Серiя машинобудування. - 2013. - №2 (68). - С. 122-127.
6. Заруцкий, В. А. О комплексных экспериментальных исследованиях устойчивости и колебаний конструктивно-неоднородных оболочек / В. А. Заруцкий, // Прикл. механика. - 2001. - Т.37, № 8. - С.38-67.
7. Kay, G. Failure Modeling of Titanium 6Al-4V and Aluminum 2024-T3 With the Johnson-Cook Material Model: research report (conclusion) / G. Kay, D. Lesuer; Lawrence Livermore National Laboratory. - Virginia: National Technical Information Service (NTIS), 2003. - 17p.
8. Dorogoy, A. Numerical Validation of the Shear Compression Specimen. Part I: Quasi-static Large Strain Testing / A. Dorogoy, D. Rittel // Experimental mechanics. - 2005. - vol. 45, №2. - pp. 167-177. EDN: DGDZYO
9. Dorogoy, A. Numerical Validation of the Shear Compression Specimen. Part II: Dynamic Large Strain Testing / A. Dorogoy, D. Rittel // Experimental mechanics. - 2005. - vol. 45, №2. - pp. 178-185. EDN: LYRAOC
10. Baturin, O.V. Educational Optimization Software for Axial Compressor Flow Path Design / O. V. Baturin, C. Liu, P. Sun, K. Han // 2022 IEEE 5th International Conference on Electronics Technology (ICET 2022). - 2022. - pp. 381-385.
11. Ананьев, И. В. Колебания упругих систем в авиационных конструкциях и их демпфирование / И. В. Ананьев, П. Г. Тимофеев. - Москва: Машиностроение, 1965. - 526 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе представлено исследование демпфера, принцип действия которого основан на использовании «интеллектуального» материала - многослойного магнитореологического эластомера. Интерес к таким устройствам обусловлен возможностью регулировки упругих свойств, размеров и формы рабочего тела с помощью изменения внешнего магнитного поля, а также большой нагрузочной способностью подобных устройств. Эффективность виброизоляции демпфера определяется конструкцией устройства, технологией изготовления и составом многослойного магнитореологического эластомера. Механический и магнитный гистерезис устройства позволяет оценить управляемость демпфера и его способность поглощать вибрации. Результаты исследований показали наличие симметричной и узкой, не более 7 мкм, петли гистерезиса демпфера на рабочем диапазоне управляющих токов.
В работе представлены основные этапы создания конечно-элементной модели трубопроводной обвязки компрессора, разработанной в программном комплексе Ansys с использованием языка APDL. Конечно-элементная модель сформирована с учётом реальных условий креплений участков трубопроводов в виде установленных опор. Для определения граничных условий трубопроводной системы первым этапом проводится аналитический расчёт пульсаций расхода и давления рабочей среды, генерируемых компрессором. Результаты численных расчётов в виде амплитуды вибрации трубопроводов были получены для каждого участка трубопроводной системы. Проведено сравнение полученных результатов с рекомендуемыми ГОСТ 32569-2013 параметрами вибрации.
Выполнен анализ звукопоглощающих конструкций с учётом их современной классификации. Рассмотренные звукопоглощающие конструкции могут быть использованы для снижения уровней шума самолётов в салоне и на местности. В зависимости от спектра основных источников шума выбирается требуемый тип звукопоглощающей конструкции, которая затем настраивается на проблемный частотный диапазон. Для настройки звукопоглощающих конструкций используются полуэмпирические и экспериментальные методы, а также в настоящее время активно развиваются численные методы.
Проведено исследование точности волновых оболочечных конечно-элементных моделей. Полученные результаты сравнивались с результатами аналитического расчёта. По результатам исследований для всех рассмотренных форм колебаний типовых конструкций расхождение значений собственных частот не превышает 5 %.
Представлена разработка модели упругого кольца с учётом контактных явлений по выступам. В работе упругое демпферное кольцо моделируется набором прямых балок, соединённых шарнирами. Предложена методика расчёта средневзвешенной жёсткости участков кольца, содержащих выступы и гладкую упругую часть, которая необходима для дальнейшего расчёта жёсткости всего кольца.
Лабиринтные уплотнения в настоящее время являются наиболее распространённым типом герметизаторов в авиационных двигателях. В статье предложен подход для учёта величины их врезания в статорную деталь при определении расхода воздуха. Проведено сравнение результатов расчёта характеристик лабиринтных уплотнений с учётом врезания гребешков уплотнения в статорную деталь с использованием полуэмпирических и численной моделей. Выявлен характер изменения расхода воздуха через уплотнение при изменении геометрических параметров канавок в статорной детали в результате изнашивания срабатываемого покрытия при врезании гребешка лабиринтного уплотнения. Предложены наиболее эффективные полуэмпирические модели для расчёта характеристик таких уплотнений при различных картинах износа и величинах зазора, а также рекомендации по их модернизации для повышения точности расчётов.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Самарский университет
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- Юр. адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- ФИО
- Богатырев Владимир Дмитриевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@ssau.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3351826
- Сайт
- https://www.ssau.ru/