Статья рассматривает трансгуманизм как антропологическую парадигму, радикально переосмысляющую природу человека через технологии: цифровизацию сознания, крионику, генетическую модификацию и бионические протезы. Анализируется их влияние на идентичность человека в сравнении с православной антропологией, утверждающей неразрывное единство души и тела, сотворённых по образу Божию. Православие подчеркивает приоритет духовного преображения над устранением биологических ограничений, на чём сосредотачивается трансгуманизм. Работа подчёркивает необходимость диалога между трансгуманизмом и православием, основанного на признании ценности целостности человеческой природы. Такой подход позволит интегрировать достижения технологий в жизнь человека без утраты его духовного и морального ядра, сохраняя уникальность человеческой личности.
Идентификаторы и классификаторы
Развитие технологий в начале XXI века знаменует собой эпоху, в которой на первый план выходит не только поиск новых инструментов для улучшения жизни человека, но и пересмотр основополагающих представлений о человеческой природе. Современные достижения в биологии, генетике, кибернетике и трансплантологии формируют новые
горизонты, но одновременно порождают сложные антропологические и этические вопросы. В этих условиях трансгуманизм утверждается как одна из ведущих мировоззренческих парадигм, предлагая радикально переосмыслить природу человека, с её «ограничениями и слабостями, заменяя их возможностями, доступными через технологии»1.
Список литературы
1. Аксёнов И. В. Трансгуманизм как проблема философской и религиозной антропологии: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13 / Аксёнов Игорь Викторович; Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Санкт-Петербург, 2016. – 22 с.
2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – Москва : Изд. Московской Патриархии, 1988. – 1376 с.
3. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении / пер. с греч. и коммент. А. И. Сидорова. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011. – 281 с.
4. Ларше Ж.-К. Человеческое тело в свете православного вероучения / пер. с фр. М. Ю. Сергеева. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2021. – 192 с.
5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы к Антиохийскому народу о статуях // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. Т. 2. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 1896. – 293 с.
6. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / пер. с греч. и коммент. И. С. Чичулина. – Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2010. – 268 с.
7. Кавинова И. П. Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или преодоление «человеческого, слишком человеческого» в XXI веке // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 2017. – № 3 (53). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ filosofsko-religioznye-i-sotsialnye-aspekty-transgumanizma-ili-preodoleniechelovecheskogo- slishkom-chelovecheskogo-v-hhi-v (дата обращения: 29.11.2024).
8. Корнев С. В. Антропологические основания трансгуманизма в свете православного учения о человеке // Труды Санкт-Петербургской духовной семинарии. – 2023. – № 4 (23). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninkaa.ru/article/n/antropologicheskie-osnovaniya-transgumanizma-v-svetepravoslavnogo- ucheniya-o-cheloveke (дата обращения: 29.11.2024).
9. Летов О. В. Трансгуманизм и этика // Вестник культурологии. – 2008. – № 4. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm-ietika (дата обращения: 29.11.2024).
10. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию / пер. с греч., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2021. – 293 с.
11. Неллас П. Деятельный образ: Православная антропология / пер. с греч. и коммент. А. В. Михайлова. – Москва: Изд-во Библейско-богословского института св. апостола Андрея, 1987. – 392 с.
12. Пархоменко В. В. Актуальность основных положений православной антропологии для современности // Труды Санкт-Петербургской духовной семинарии. – 2016. – № 10. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-osnovnyh-polozheniy-pravoslavnoy-antropologii-dlyasovremennosti (дата обращения: 29.11.2024).
13. Huxley J. New Bottles for New Wine. – London: Chatto and Windus, 1957. – 187 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского представляет собой уникальное произведение православной гимнографии, в котором отражаются ключевые аспекты христианской антропологии. Статья посвящена исследованию антропологических тем, раскрытых в каноне, таких как природа человеческого греха, покаяние и духовное возрождение. Особое внимание уделяется метафорическим и библейским образам, используемым для передачи идей о внутренней борьбе человека, его стремлении к Богу и осознанию своей греховности. Исследование подчёркивает, что канон не только сохраняет свою духовную актуальность, но и остаётся важным источником богословских размышлений о человеческой природе, её слабостях и путях к преображению.
Статья посвящена исследованию ключевого аспекта христианской антропологии – свободы воли – и её значению в педагогической практике. Свобода воли, понимаемая как способность человека к осознанному выбору и ответственности за поступки, рассматривается в контексте учения о человеке как образе Божием. Особое внимание уделяется педагогическим стратегиям, базирующимся на христианских ценностях. Исследование показывает, как эти подходы способствуют формированию у учащихся моральных принципов, способности к критическому мышлению и осознанным решениям. Автор также опирается на идеи К.Д. Ушинского, подчеркивая значимость воспитания воли как духовного явления, влияющего на развитие личности.
Работа демонстрирует связь между христианской антропологией и педагогикой, предлагая образовательные модели, которые учитывают духовное и нравственное развитие учащихся. Предложенные выводы и рекомендации могут быть полезны для педагогов и методистов, стремящихся интегрировать христианские ценности в учебный процесс.
В настоящем исследовании проводится анализ влияния христианских ценностей на формирование антропологического подхода в медицине. Особое внимание уделяется рассмотрению этических принципов христианства, таких как любовь к ближнему, сострадание и служение, в контексте их воздействия на практику врачебной деятельности и формирование взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Методологическая основа исследования включает изучение священных текстов, произведений святых отцов Церкви, исторических источников, а также анализ современных подходов в медицинской практике с позиций христианской антропологии.
Результаты исследования демонстрируют, что христианские ценности представляют собой ключевые основания для гуманистически ориентированного подхода в медицине. Они способствуют формированию целостного восприятия личности пациента, акцентируя внимание на уважении его достоинства, права на самоопределение, а также на необходимости соблюдения этических ограничений в медицинских интервенциях. Полученные данные подтверждают значимость диалога между медицинской наукой и религиозно-этическими принципами, что открывает перспективы для повышения этической и профессиональной ответственности в здравоохранении, а также способствует развитию более глубокого осознания значимости здоровья человека в его телесном и духовном аспектах.
Статья посвящена анализу проблемы утраты авторитета в современной образовательной системе. Рассматривается трансформация роли учителя, вызванная изменением акцентов в образовательной парадигме, утратой сакрального содержания воспитательного процесса и влиянием современных прагматических подходов. Использованы методы сравнительного анализа педагогических и теологических основ авторитета учителя. Работа подчеркивает необходимость восстановления духовно- нравственного идеала в воспитании как средства преодоления кризиса системы образования.
Сегодня грузинская церковная традиция компактно существует в канонических границах Грузинской Православной Церкви, духовным центром которой является древнейшая кафедра грузинских католикосов в г.Мцхет. Однако в раннем средневековье границы Мцхетского католикосата были значительно меньше – на Западе, в Лазике, располагались древние западнокавказские кафедры Константинопольского патриархата. Образование в кон.VIII в., крупнейшего государства Западного Кавказа – Абхазского царства, в лоне которого возникла новая, независимая от Константинополя, церковная юрисдикция – «Абхазский» католикосат, стало поворотным пунктом в истории Церкви в регионе. Причины возникновения и основные тенденции развития «Абхазского» католикосата на раннем этапе его существования, в IX в. посвящена эта статья.
В статье на основании системного герменевтического анализа трудов преподобного Иосифа Волоцкого выявлена его богословско- политическая концепция. Анализ осуществлен с опорой на средневековую традицию, в рамках которой внешняя Церковь отождествлялась с христианским обществом и православным государством, и с использованием богословской методологии выявления сотереологических смыслов. В статье подробно исследованы источники трудов Волоцкого игумена, и показано как он их творчески интерпретирует. Автор приходит к выводу о том, что ядром концепции преподобного Иосифа являлась идея о необходимости попечения православного царя о спасении его подданных.
Издательство
- Издательство
- ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- Юр. адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- ФИО
- Кретов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Сайт
- https://edskuban.ru/