Представлены результаты исследования, посвящённого выявлению потенциала использования сведений о событиях детства для объяснения формирующегося впоследствии восприятия детства как счастливого. Исходя из предположения, что специфика событийности самого первого этапа жизненного пути может детерминировать существование групп со счастливым и несчастливым, по субъективным оценкам, детством, произведён отбор событий детства, которые в наибольшей степени позволяют дифференцировать оценивающих своё детство как счастливое и несчастливое. В качестве эмпирической базы используются результаты опроса представителей молодёжной группы, перешагнувших рубеж совершеннолетия или находящихся на его границе. Среди 100 исходных для анализа событий детства выделены группы жизненных эпизодов, наличие и возраст наступления которых связаны с ретроспективной оценкой детства как счастливого. Это события, касающиеся проявления субъектности и её признания со стороны взрослых, потребительской и финансовой социализации; налаживания отношений со сверстниками и с родителями; самостоятельных передвижений и мобильности; разнообразия досуговых практик и просоциального поведения; некоторых проявлений инфантильности; отсутствия или более позднего наступления отдельных травмирующих событий, практик девиантного поведения, действий по изменению внешнего вида. Перечисленные группы жизненных эпизодов составляют основу информативной системы признаков субъективно благополучного детства и могут быть использованы в дальнейшем для реализации моделей многомерного анализа.
Идентификаторы и классификаторы
Существуют разные направления изучения детства. Зачастую профиль детей как социальной общности описывается на основе социально-экономических, социально-демографических и иных характеристик семьи, где проживают дети.
Список литературы
1. Alanen L. “Intersectionality” and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23, № 2. P. 157-161. DOI: 10.1177/0907568216631055
2. Бессчетнова О. В., Майорова-Щеглова С. Н. Участие несовершеннолетних пациентов в обсуждении и решении вопросов их здоровья и пребывания в медицинских учреждениях: социальный аспект // Социальные науки и детство. 2023. Т. 4, № 2. С. 7-22. DOI: 10.17759/ssc.2023040201 EDN: PBRUUL Besschetnova O. V., Mayorova-Shcheglova S. N. Participation of underage patients in the discussion-making process regarding their health and stay in hospital: social aspect. Sotsial’nye nauki i detstvo=Social sciences and childhood. 2023;4(2):7-22. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2023040201
3. Филипова А. Г., Бухтиярова И. Н. О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размышления над седьмым разделом национальной стратегии действий в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. № 1. 2022. С. 23-26. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36 EDN: ARJMPA Filipova A., Bukhtiyarova I. About the meanings, barriers and practices of child participation: reflections on the seventh section of the national strategy for children. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki=The journal of social policy studies. 2022;20(1):23-36. (In Russ.). DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36 EDN: ARJMPA
4. Авалуева Н. Б., Алексеева А. С., Алиева Э. Ф. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 100-121. DOI: 10.17223/17267080/83/6 EDN: ZTPHXO Avalueva N. B., Alekseeva A. S., Alieva E. F. Assessment system for subjective well-being of russian schoolchildren: a theoretical and methodological rationale. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal=Siberian journal of psychology. 2022;(83):100-121. (In Russ.). DOI: 10.17223/17267080/83/6 EDN: ZTPHXO
5. Как измерить благополучие детей в российских регионах: методические материалы / И. Е. Калабахина, О. В. Кучмаева, З. Г. Казбекова [и др.]; под ред. И. Е. Калабихиной. М.: МАКС Пресс, 2023. 98 с. ISBN: 978-5-317-07104-2 EDN: SYUHPY Kalabikhina I. E. ed. How to measure the well-being of children in Russian regions: methodological materials. Moscow: MAKS Press, 2023. 98 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-317-07104-2
6. Телицына А. Ю. Оценка детского благополучия: международный и российский опыт в рамках теории новой социологии детства // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 2. С. 120-131. DOI: 10.17759/ssc.2022030208 EDN: GCILHQ Telitsyna A. Yu. Evaluation of children’s well-being: international and Russian experience in the framework of the theory of the new sociology of childhood. Social’ny’e nauki i detstvo=Social sciences and childhood. 2022;3(2-3):120-131. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2022030208
7. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 3-15. DOI: 10.31857/S013216250008796-8 EDN: HFGNTT Mayorova-Shcheglova S. N., Kolosova E. A., Gubanova A. Yu. The eventfulness of childhood: the question of empirical evidence of the generations theory. Sotsiologicheskie issledovaniya=Sociological studies. 2020;(3):3-15. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250008796-8 EDN: HFGNTT
8. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура / Г. Г. Татарова, Н. С. Бабич [и др.]; отв. ред. Г. Г. Татарова, А. В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 358 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-408-6.2023 ISBN: 978-5-89697-408-6 EDN: LSRSFV Tatarova G. G., Kuchenkova A. V. eds. Typological analysis in sociology as a diagnostic procedure. Moscow: FNISC RAN; 2023. 358 p. (In Russ.). 978-589697-408-6. ISBN: 978-5-89697-408-6
9. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; 4 изд., доп. М.: ЛД ИНВЕСТ: Азбуковник, 2003. 939 с. ISBN: 5-89285-003-X Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phrases. expressions. 4th ed., add. Moscow: LD INVEST: Azbukovnik, 2003. 939 p. (In Russ.). ISBN: 5-89285-003-X
10. Леонтьев Д. А. К антропологии счастья: состояние благополучия и путь радости // Человек. 2011. № 5. С. 34-46. EDN: OIXRTN Leontyev D. A. Toward the anthropology of happiness: the state of well-being and the path of joy. Chelovek=Human. 2011;(5):34-46. (In Russ.). EDN: OIXRTN
11. Лысухо А. С. Обзор российских исследований по теме “социальное благополучие”: основные исследования и результаты // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2020. № 1. Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования. С. 7-18. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.1 EDN: YAGTMJ Lysuho A. S. Review of Russian research on the topic “social well-being”: main studies and results. Informatsionno-analiticheskiy byulleten’ (INAB)=Information and analytical bulletin (INAB). 2020;(1):7-18. (In Russ.). 10.19181/INAB.2020.1.1. Available at: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=9089 (accessed: 04.24.2024). DOI: 10.19181/INAB.2020.1.1.Availableat
12. Growing up happy: Longitudinal relations between children’s happiness and their social and academic functioning / Y. Yanwen, Ch. Xinyin, L. Dan [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2023. Vol. 18. P. 531-546. DOI: 10.1080/17439760.2022.2093783 EDN: RLZHFA
13. Beaujouan E., Berghammer C. The gap between lifetime fertility intentions and completed fertility in Europe and the United States: a cohort approach // Population research and policy review. 2019. Vol. 38, № 1. P. 507-535. DOI: 10.1553/0x003ccff4 EDN: VBDRNZ
14. Beaujouan E., Solaz A. Is the family size of parents and children still related? Revisiting the cross-generational relationship over the last century // Demography. 2019. Vol. 56, № 2. P. 595-619. DOI: 10.1007/s13524-019-00767-5
15. Ашихмина О. А., Половинко Д. О. Методика измерения репродуктивной установки взрослых // Вестник Омского университета. Серия “Психология”. 2023. № 2. С. 39-48. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.39-48 EDN: SQJXRA Ashikhmina O. A., Polovinko D. O. Methodology for measuring the reproductive attitude of adults. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psikhologiya”=Herald of Omsk university. Series “Psychology”. 2023;(2):39-48. (In Russ.). DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.39-48 EDN: SQJXRA
16. Гарифулина Э. Ш., Телицына А. Ю. Уязвимое детство в контексте детского благополучия // Психология и право. 2024. Т. 14, № 1. С. 72-88. DOI: 10.17759/psylaw.2024140105 EDN: RXDQGP Garifulina E. Sh., Telitsyna A. Yu. Vulnerable childhood in the context of children’s well-being. Psikhologiya i pravo=Psychology and law. 2024;14(1):72-88. (In Russ.). DOI: 10.17759/psylaw.2024140105 EDN: RXDQGP
17. “Чтобы не болтался”: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей / А. П. Пунгина, А. О. Зайнаготдинова, М. А. Сенникова [и др.] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25, № 1. С. 132-167. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.5 EDN: VFBVKZ Pungina A., Zainagotdinova A., Sennikova M., Avdeeva V. [et al.] Extracurricular activities as a preventive measure of children’s deviant behavior. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii=The journal of sociology and social anthropology. 2022;25(1):132-167. (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.5 EDN: VFBVKZ
18. Urbina-Garcia A. Do We Listen to What Makes Children Happy? A Systematic Literature Review of Voices of Children Aged 3-7 Years in Educational Research // Journal of Happiness and Health. 2024. Vol. 4, № 2. Р. 46-62. DOI: 10.47602/johah.v4i2.74 EDN: RRKMQA
19. Handbook of Child Well-Being: Theories, Methods and Policies in Global Perspective / Eds. A. Ben-Arieh, F. Casas, I. Frones, J. E. Korbin. Springer Netherlands, 2013. 3258 p. DOI: 10.1007/978-90-481-9063-8 ISBN: 978-90-481-9063-8
20. Булкина Н. А. Особенности представлений о счастье в детском и пожилом возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4 (92). С. 440-445. DOI: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-440-445 EDN: JAOIIH Bulkina N. A. Concept of happiness in children and older adults. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta=Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4): 440-445. (In Russ.). DOI: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-440-445 EDN: JAOIIH
21. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Социокультурное воспроизводство поколения через событийность детства // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 5. С. 452-466. DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466 EDN: URZHVE Mayorova-Shcheglova S. N., Kolosova E. A., Gubanova A. Yu. Socio-cultural reproduction of a generation through the eventfulness of childhood. Observatoriya kul’tury=Observatory of culture. 2021;18(5):452-466. (In Russ.). DOI: 10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466 EDN: URZHVE
22. Ключко О. И. Концепция гендерной ментальности как методологическое основание гендерного подхода в социально-психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 4. С. 13-29. DOI: 10.17759/sps.2022130402 EDN: KGYQNG Klyuchko O. I. The concept of gender mentality as a methodological basis for the gender approach in social-psychological research. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo=Social psychology and society. 2022;13(4):13-29. (In Russ.). DOI: 10.17759/sps.2022130402 EDN: KGYQNG
23. Осипова И. С., Никишов С. Н., Андриянова А. В. Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN119.pdf (дата обращения: 04.04.2024). EDN: HGYUGA Osipova I. S., Nikishov S. N., Andriyanova A. V. Features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya=World of science. Pedagogy and psychology. 2019;7(1). (In Russ.). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN119.pdf (accessed: 04.24.2024).
24. Diener E., Diener C. Most people are happy // Psychological science. 1996. Vol. 7, № 3. P. 181-185. DOI: 10.1111/j.1467-9280.1996.tb00354.x
25. Кученкова А. В., Татарова Г. Г. “Этап жизненного цикла” как детерминанта субъективного благополучия личности // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 30-43. DOI: 10.31857/S013216250006135-1 EDN: NVRSHV Kuchenkova A. V., Tatarova G. G. “Life-cycle stage” as a determinant of personal subjective wellbeing. Sotsiologicheskie issledovaniya=Sociological studies. 2019;(8):30-43. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250006135-1 EDN: NVRSHV
26. Татарова Г. Г., Кученкова А. В. “Удовлетворенность жизнью” и “личное счастье” в социологическом измерении субъективного благополучия // Россия реформирующаяся. 2020. № 18. С. 565-589. DOI: 10.19181/ezheg.2020.24 EDN: FRWRDQ Tatarova G. G., Kuchenkova A. V. “Life satisfaction” and “personal happiness” in the sociological studies of subjective well-being. Reforming Russia: yearbook=Rossiya reformiruyushhayasya. Ezhegodnik. 2020;(18):565-589. (In Russ.). DOI: 10.19181/ezheg.2020.24
27. Гурко Т. А. Динамика жизнедеятельности и факторы благополучия подростков // Мир России. 2023. Т. 32, № 4. С. 119-137. Х-2023-32-4-119-137. DOI: 10.17323/1811-038 EDN: WFALLR Gurko T. A. The dynamics of life activity and factors of teenagers’ well-being. Mir Rossii=Universe of Russia. 2023;32(4);119-137. (In Russ.). Х-2023-32-4-119-137. DOI: 10.17323/1811-038 EDN: WFALLR
28. Митрофанова С. Ю. Дети-потребители: новая роль нового поколения // Вестник ВЭГУ. 2018. № 2 (94). С. 56-62. EDN: YWLKBM Mitrofanova S. Yu. Children-consumers: a new role of the modern generation. Vestnik VEGU=Bulletin of Academy VEGU. 2018;94(2):56-62. (In Russ.).
29. Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути - концептуальные и методологические подходы и решения // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12, № 1. С. 6-24. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.1.1 EDN: ADRPHA Andreenkova A. V. Life course studies - conceptual and methodological ap-proaches and solution. Sociologicheskaja nauka i social’naja praktika=Sociological science and social practice. 2024;12(1):6-24. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2024.12.1.1
Выпуск
Другие статьи выпуска
Основанные на опросных данных оценки распространённости курения в России, представляемые различными вполне респектабельными организациями на один и тот же временной период, колеблются в диапазоне от менее 20% до более 50%. Такой разброс существенным образом влияет на общую картину ситуации с курением в России и оценку успешности антитабачной политики и не может объясняться различиями в концептуализации показателя (кого считать курильщиками). Проблемная ситуация заставляет поставить вопрос о достоверности соответствующих опросных данных, который может быть решён, как минимум, двумя способами: анализом и учётом факторов расхождений или выбором одного из исследований в качестве эталонного с тщательной проверкой достоверности данных. В статье обосновывается выбор второго способа и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (далее РМЭЗ) как эталона. Для проверки достоверности его данных использованы три критерия: анализ критических публикаций о погрешностях исследования, методическая триангуляция (сравнение с данными, полученными другими методами) и анализ корреляции с последствиями курения. Все три критерия показали высокий уровень достоверности данных РМЭЗ. Выдвинутая в критических публикациях гипотеза о погрешности исследования не находит эмпирического подтверждения. Сравнение с другими предположительно надёжными данными, как опросными, так и не опросными (официальная статистика, наблюдение) показывает расхождение ниже уровня статистической погрешности. Корреляция данных РМЭЗ о курении со смертностью от заболеваний системы кровообращения оказывается исключительно высокой. Следовательно, РМЭЗ целесообразно рассматривать как эталонный источник данных о распространённости курения в России, а существенно отличающиеся от него показатели других опросов - как потенциально сомнительные в своих методических решениях.
В первой части статьи представлены результаты изучения повседневной деятельности работающих родителей в сфере ухода за несовершеннолетними детьми и их воспитания. Были использованы данные мониторинговых исследований повседневной деятельности и бюджета времени городских жителей за период 1986-2020 гг. Рассмотрен состав семей с детьми и проанализированы ресурсные характеристики родителей, которые оказались весьма схожими у отцов и матерей. Изучены связи затрат времени родителей на уход за детьми и их воспитание с гендерной принадлежностью (отец/мать), возрастом, уровнем образования, религиозной самоидентификацией и уровнем доходов, а также с некоторыми ценностными ориентирами отцов и матерей. установлено, что объективная картина использования работающими родителями время ресурса на занятия с детьми не согласуется с их субъективным мнением о том, что «занятия со своими детьми, их воспитание является самым главным в жизни обоих супругов». При этом большинство работающих отцов и матерей удовлетворены время затратами и на уход за детьми, и на их воспитание как время ресурсами. Характеристики обеспеченности отцов и матерей другими ресурсами не влияют на их удовлетворённость время затратами. Зафиксирована прямая связь между удовлетворённостью время затратами на воспитание детей и удовлетворённостью родителей жизнью в целом. Анализ нравственных ориентиров родителей, являющихся нравственной базой для процесса социализации несовершеннолетних детей в семье, показал, что более половины качеств, относящихся к добродетелям, являются нормой для подавляющего большинства отцов и в несколько меньшей степени - для матерей. Вместе с тем формируется тенденция к размыванию представлений родителей о качествах-добродетелях и антидобродетелях как о норме и отступлении от неё. Кроме того, формируется тенденция, при которой немалая часть родителей, судя по оценкам, не видит положительной жизненной перспективы для своих детей с точки зрения их социальной адаптации, если дети будут руководствоваться теми же добродетелями, что и сами родители. В первой части статьи анализируются состав и ресурсный потенциал и использование время ресурса родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Во второй - нравственные ориентиры и результаты социальной адаптации работающих родителей. Нумерация таблиц и рисунков сплошная в обеих частях.
На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» 1994-2021 гг. осуществлён анализ гендерных различий и тенденций, характеризующих изменение структуры распределения и продолжительности работы по дому в домохозяйствах, состоящих только из брачных пар. Выяснено, что в таких домохозяйствах женщины продолжают выполнять гораздо больше работы по дому, чем мужчины. При этом и мужчины, и женщины стали больше трудится на оплачиваемой работе за пределами домохозяйства, но одновременно сократились общие затраты времени, которое они расходуют на работу вне дома и домашний труд. Выявленные изменения сопровождались более чем двукратным снижением затрат времени у мужчин и женщин на работу по дому и менее значительным сокращением разницы в затратах на домашний труд между женщинами и мужчинами. Гендерное разделение труда по дому за рассматриваемый период стало более равным главным образом потому, что женщины значительнее, чем мужчины, сократили время, затрачиваемое на эту деятельность. Результаты исследования указывают также на вариабельность и существенное снижение времени на выполнение различных домашних обязанностей у женщин и мужчин в семьях, состоящих из брачных пар. Значимым является гендерный разрыв в затратах времени при выполнении рутинных домашних обязанностей, требующих однообразного, скучного и утомительного труда.
В целях дальнейшего совершенствования семейной политики в статье поставлена задача проанализировать динамику повседневных практик родителей. Эмпирической основой являются базы данных по индивидам Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ-2011, 2016, 2018, 2020, 2022 гг.), которое проводится Федеральной службой государственной статистики. Сформированы подвыборки отцов и матерей, проживающих в городе с детьми в возрасте до 15 лет. Повседневные практики родителей анализируются на основе содержащихся в базе данных индикаторов работы, досуга, занятий спортом, здоровья, курения и употребления алкоголя в зависимости от пола, уровня образования и числа детей. В статье представлен анализ российских и зарубежных исследований о трансляции детям конструктивных и деструктивных родительских практик. Показано, что в течение анализируемого периода стабильна доля родителей, работающих по специальности, посещающих различные учреждения досуга, участвующих в деятельности политических и общественных организаций, занимающихся спортом и употребляющих алкоголь. Почти в два раза сократилась пропорция матерей, посещающих религиозные учреждения и встречи верующих. Позитивны тенденции значительного увеличения доли и отцов, и матерей, удовлетворённых профессией и заработной платой, совершающих туристические поездки, положительно оценивающих своё здоровье и уменьшение доли курящих отцов. Согласно анализу КОУЖ-2022 больше родителей с высшим образованием работают по специальности, удовлетворены заработной платой, имеют возможность работать дистанционно через Интернет, практикуют покупки продуктов питания и товаров через Интернет, совершают туристические поездки, посещают театр, музеи, выставки, рестораны, участвуют в общественной деятельности, не курят, занимаются спортом или активными видами отдыха в сравнении с родителями без высшего образования. Многодетные родители схожи по типам профессиональных занятий и уровню образования с одно-двухдетными. Безусловное преимущество многодетных родителей - значительная доля верующих отцов и наименьший уровень потребления алкоголя отцами и матерями. Позитивные тенденции в повседневной жизнедеятельности родителей внушают оптимизм в отношении перспектив рождаемости и качества родительства.
Актуальность выбора объекта анализа связана с тем, что попытки объяснить «кто, как и почему приходит к терроризму» в начале XXI века привели к возникновению исследовательской гипотезы о том, что предиктором терроризма является радикализация. С этого момента началось формирование направления исследований феномена радикализации в зарубежной науке, динамичное развитие которого сложилось в междисциплинарную исследовательскую область во втором десятилетии XXI века. В статье представлены результаты наукометрического анализа современного состояния исследований радикализации в российском и зарубежном научно-исследовательском поле, обозначены тенденции и направления, очерчены возможности и ограничения его развития в России. Выбор 2014-2023 гг. в качестве временного периода для анализа определяется как научной продуктивностью исследований радикализации в зарубежной науке в те годы, так и тем, что в России исследования радикализации появились только в этот период. По результатам количественного и качественного анализа российских и зарубежных публикаций в статье обозначены специфические характеристики современного состояния исследовательской области. Ключевой вывод заключается в том, что в изучении радикализации российские исследователи отстают как минимум на десятилетие от зарубежных, также были обозначены причины отставания и возможности развития научного направления в отечественной науке.
В статье показаны потенциал и барьеры реализации концепции студентов как партнёров в научных проектах университетов. Представлен зарубежный опыт реализации данной концепции в различных сферах академической жизни. Обобщены позитивные эффекты и ограничения концепции студентов как партнёров в научно-исследовательском направлении. На основе результатов эмпирического исследования «Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики» выявлены предпосылки и барьеры внедрения данной концепции в российских вузах. Раскрыты административные, экономические и социальные барьеры, обусловленные как институциональными и организационными условиями реализации вузовской науки, так и особенностями сложившейся модели взаимоотношений в академической среде между разными поколениями исследователей. Показано положительное влияние вовлечения студентов в грантовые проекты. Доказывается, что такая форма взаимодействия «взрослых» и молодых исследователей создаёт предпосылки реализации принципов концепции студентов как партнёров вуза.
В условиях обострения военных конфликтов во всём мире, в том числе на территории Украины, представляется важным изучение микрособытийности войны, ценностных приоритетов её непосредственных участников - солдат. Пространство войны и её время (как в физическом, так и метафизическом плане) представляются тем контекстом, где раскрывается аксиология солдата в полной мере. Пограничность ситуации (между жизнью и смертью) создаёт напряжение, обостряет экзистенциальный выбор. Основным методом является анализ эго-документов, фронтовых писем участников СВО, адресованных детям. Письма были отобраны из открытого источника - телеграмм-канала волонтёрской группы - с согласия их модератора и непосредственно самих адресантов. Методология текстового анализа базируется на идеях «народного единства», «народной религиозности», связанности русских людей по типу семейных отношений на войне, взятые в одном из самых культовых романов о войне романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»; идее Н. А. Бердяева о символической природе войны, которая не рождает, а вскрывает зло, его ориентир на мессианскую роль России в военных конфликтах мира; на цивилизационном подходе Н. Я. Данилевского, усматривающего в войне источник исторического развития и формирования культурно-исторических типов. Результаты исследования обосновывают доказательность гипотезы о том, что аксиология имеет свои основания в культурных образцах русской литературы как базовой составляющей школьной программы, а также запечатлена в трудах русских философов, аккумулировавших мировоззренческий опыт предыдущих поколений. В исследовании установлено наличие в аксиологии солдат СВО ориентира на мессианство и проявление особенностей культурно-исторического типа России. Пространство и время войны вынуждает солдат обращаться к ним и усиливает архетипические ценностные основания, актуализирует историческую память и подтверждает её исключительное значение.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН продемонстрирована распространённость связанных с субъективным благополучием идентичностей россиян (идентичность с людьми того же материального достатка, с постоянно нуждающимися и с добившимися успеха в жизни). Анализ этих идентичностей эффективно дополняет традиционные методы изучения благополучия, оценивая его не «в моменте», а за длительный период, поскольку идентичности формируются долгое время и имеют устойчивый характер. Показано, что три эти символические идентичности позволяют «поймать» разные составляющие субъективного благополучия. Самоидентификация с постоянно нуждающимися отражает неблагополучие, обусловленное не только низкими доходами и испытываемыми лишениями, но и разрывом между уровнем запросов человека и его реальными достижениями. Идентичность с добившимися успеха людьми тесно связана с общей удовлетворённостью жизнью и своим местом в статусной иерархии, отражая достижение человеком значимых для него целей (не обязательно связанных с материальным благополучием). Идентичность с людьми того же материального достатка чаще присуща благополучным людям, поскольку среди неблагополучной части населения многие стараются найти для самопозиционирования в социуме более благоприятные для себя основания. Поскольку эти идентичности отражают разные аспекты субъективного благополучия, то типичным для россиян является сейчас сосуществование на первый взгляд взаимоисключающих идентичностей. Показано также, что самоидентификации представителей массовых слоёв населения страны по их благополучию занимают важное место в их идентификационной системе, а распространённость этих идентичностей устойчива во времени, хотя, как и ранее, они не относятся сейчас к «ядерным» для неё. Относительно чётче эти идентичности выражены у представителей полярных с точки зрения их места в системе социальных неравенств групп. При этом в совокупности они позволяют довольно чётко определить место человека в системе социальных неравенств.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru