ISSN 1991-8569 · EISSN 2712-892X
Язык: ru

Статья: Педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов (2024)

Читать онлайн

Актуализирована проблема поиска новых путей формирования российской гражданской идентичности студентов с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды вуза. Представлен анализ основных нормативно-правовых документов, определяющих приоритетность формирования российской гражданской идентичности студентов в системе высшего образования. Дана авторская трактовка понятий «культуросообразная среда вуза» и «российская гражданская идентичность студентов вуза», отражены их основные содержательные характеристики. Охарактеризованы основные положения, определяющие классификацию педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей. В предложенной классификации деонтологические педагогические возможности культуросообразной среды вуза задают ориентиры поиска и нахождения студентами личностных смыслов сохранения русской культурной доминаты с идейной опорой на укрепление общенационального единства на основе объединяющей роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Информационные педагогические возможности культуросообразной среды вуза обусловливают расширение представлений о формировании установок идентификации молодых людей с сообществом граждан нашей страны, а также запуск механизмов противостояния деструктивным влияниям социальных сетей, насаждающих чуждые нам мировоззренческие установки в рамках искаженных информационно-пропагандистских стратегий. Стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза обеспечивают обогащение опыта созидательного гражданского действия и нахождение студентами вариативных сфер самореализации и самоутверждения, инициирующих гражданское самовыражение в осуществлении гражданских прав и обязанностей с осмысленной вовлеченностью в общественно-политическую жизнь страны, с учетом тенденций прошлого, настоящего и перспективного развития российского общества, развития умений своевременного и эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы, сохранения, укрепления и непрерывного повышения собственного уровня российской гражданской идентичности.

Ключевые фразы: рискогенность современного социума, российская гражданская идентичность студентов, культуросообразная среда вуза, гражданская позиция, российские традиционные духовно-нравственные ценности, гражданская ответственность
Автор (ы): Карпухина Анна Александровна
Журнал: ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.1. Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Для цитирования:
КАРПУХИНА А. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2024. ТОМ 21, № 4
Текстовый фрагмент статьи