Публикации автора

В. Г. КОРОЛЕНКО О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ДЕТСТВЕ: ЭТАПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (2024)

В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обретение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика - единственного ребенка богатых родителей, - растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей.

Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы.

В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (49) (2024)
Автор(ы): УРУНТАЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТЕ В. Г. КОРОЛЕНКО (СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД) (2025)

В статье рассматривается сложившаяся в творческом наследии русского писателя В. Г. Короленко (1853-1921) система взглядов на психическое саморазвитие в детстве, обусловленное в основном собственной активностью ребенка, без участия взрослых. Психическое саморазвитие, как следует из анализа и интерпретации писательского наследия, протекает в таких видах самостоятельной деятельности детей, как познание, дружба, общение, игра, которые позволяют удовлетворять потребности ребят в любви родных людей, общении с ними. Познание мира, участие в жизни других помогают ребенку обрести важные качества во всех сферах психического развития, среди которых произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; моральные ценности общества; способы его познания, отношение к нему и взаимодействие с людьми. Каждый вид детской деятельности вносит особый вклад в психическое развитие. В познавательной деятельности детей формируются образы знакомых и близких взрослых, сверстников, настоящего и прошлого мира, нравственные координаты отношения к нему - сочувствие к обиженным и презрение к обидчикам. В дружбе со сверстниками складываются основы нравственности в совокупности переживания гуманных чувств, понимания моральных норм и их относительности, следования им в ситуациях нравственного выбора. В речевом общении проявляются детские типы - «фантазер» и «реалист-критик», - формируется творческое рассказывание, возникает начальный контур целостного детского мировоззрения с координатами прошлого и настоящего, причины и следствия, добра и зла, рождения и смерти. В сюжетно-ролевой игре дети в воображаемом сюжете моделируют сферу жизнедеятельности взрослых, выполняя их роли с помощью игровых действий и игрового употребления заместителей реальных предметов. Важным условием саморазвития ребенка становится общение с близкими людьми, основанное на гуманистической, личностно ориентированной позиции в отличие от их эгои стической концентрации на своих переживаниях, заботе о своем спокойствии, разрушающих детские фантазии, игру, картину жизни наряду с жестокими противоречиями жизни.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): УРУНТАЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках